Константин Кузьмин. Тотальный спиннинг. Ничего кроме...

Блог Константина Кузьмина - Сообщения с тегом "воблер"

Мобильный блог

О размере голавлевых воблеров

В первой половине 90-х я увлекся ультралайтом. Была у меня палочка Bando до 7 г, катушка размера 600 той же марки, на которой была намотана казавшаяся тогда очень тонкой леска 0,18 мм. Я полавливал этой снастью всякую мелкую всячину. Ловил – на вертушки. Попадался большей частью окунь. Но как-то я решил эксперимента ради половить на воблеры. А поскольку их, нужного размера, у меня не было, я изготовил пару или тройку штук сам. Один из тех микро-крэнков где-то сохранился – года два назад я даже давал его фото. Весили те воблеры грамма по полтора. Забрасывались – от силы метров на десять. Но… - они просто-таки «истребляли» окского голавля! Ну, если точнее, то микро-голавля – весом редко свыше 100 г. Зато с клевом все было очень весело.
История получила продолжение несколькими годами позже. Мне тогда дали на тест с дюжину воблеров Dorado. Помните эту польскую марку? Среди них нашлось несколько размера «микро» - это весом 1,5-2 г. Голавлик на Десне и Рожайке их очень даже оценил. Но, опять же, 100 г это уже был «крупняк»…
В общем, ничего принципиально нового я тогда для себя не открыл. Оно ведь и так было понятно: мелкая приманка – мелкая рыба, крупная – крупная. И как-то тему сверхмелких воблеров для себя прикрыл. Тем более что в тот период тех, кто предметно ловил откровенно мелкую рыбу, называли обидным словечком «пиписочники».
Прошло время. Я стал много общаться с голавлятниками из разных регионов. Со многими из них получилось побывать на совместных рыбалках. И вот, на что я обратил внимание. Существенное большинство специалистов по голавлю предпочитают ловить его на мелкие воблеры – весом от 2,5 до 5 г. Это такие, как Chubby, Camion, L-Minnow 44, Rigge 35… Причем такие предпочтения мало зависят от ожиданий по размеру голавля и от масштаба акватории.
Приезжаю я, например, на Волгу в район Саратова. Выходим с местным товарищем на голавля (а они там попадаются знатные), он ставит тот же Камион, чем вызывает у меня вопросы и сомнения. Ибо я-то для большой воды считаю минимальным крэнк размера Lucky Craft Clutch, то есть ловлю голавля на воблеры от 6 г и выше. Порою – существенно выше.
Что характерно, я не помню случаев, когда меня на большой воде заметно бы обловили посредством мелких воблеров. А вот наоборот бывало, и не раз. Когда же я интересовался у своих товарищей, на чем базируется их выбор в пользу воблеров меньшего размера, те отвечали, что просто сложилась такая традиция. А в более крупные – они не упирались. Пару раз после таких рыбалок я оставлял им в качестве презента воблеры, сделашие результат. То были LC Fat Mini и Gunki Gigan 50.
Чем объективно хороши воблеры «бассового» размера на большой воде? Тут все, по-моему, самоочевидно: они дальше забрасываются, заметны с большего расстояния и привлекают более крупного голавля.
А как на небольших речках? Я и там стараюсь не мельчить – не ловлю всякие «риджики». Мотивация такая: отсечь, грубо говоря, 100-граммовиков и чтоб можно было поставить потолще шнур, дабы увереннее форсировать вываживание и продирать зацепы, их на малых речках хватает. Мой ориентир размера голавлевого воблера для таких условий – от 4 г.

О снастях в условиях «домашнего ареста». Часть VII. Авторские воблеры

Многие из нас пробовали делать воблеры своими руками. Особенно сказанное касается спиннингистов моего поколения. В далекие теперь 80-е мы уже выделяли для себя воблеры как отдельный тип приманок, но – если не считать нескольких примитивных моделей – были лишены возможности их приобрести. Поэтому если хочешь ловить на воблеры – делай их сам. Я вот тоже делал и с большим или меньшим успехом на них ловил. Но – важная деталь – я изготавливал воблеры чисто для себя, а это несколько снижает требования к некоторым их характеристикам. К внешней отделке – уж точно.
А потом – наступили 90-е. Магазинные прилавки заполнились, в числе прочего – и воблерами. Потребность в самоделках вроде бы сошла на нет. Но некоторые наши товарищи продолжали делать воблеры своими руками – просто из любви к процессу и результату. Для себя. Потом – и для друзей. А в конечном итоге – и на продажу тоже. И постепенно на рыболовном рынке сформировался обособленный сегмент – «авторские воблеры». Сегмент очень небольшой, если оценивать его чисто по объемам. Но – неизменно привлекающий к себе внимание. Имена мастеров многим в нашей среде известны. Назову некоторых из них: Рустам Рамазанов, Анатолий Боровичук, Сергей Зябликов, Алексей Смирнов, Сергей Amati…
Я далее позволю себе поделиться некоторыми соображениями касательно авторских воблеров.
География. В мире это явление распространено по-разному в разных странах. Если брать на душу рыболовного населения, то Россия и Украина здесь не в лидерах. Много самодельщиков среди финнов и поляков. Но на первое место по этому показателю я бы поставил Сербию. Первое фото, что характерно, сделано в деревенском доме в сербской провинции – дома у местного мастера. Его воблеры идут в улет в Европе. И, кстати, на втором фото – воблер оттуда.
Типаж. В авторских воблерах некоторый акцент сделан на крэнки. Отчасти так потому, что материалом чаще служит дерево, а в него трудно «засунуть» какую-либо систему дальнего заброса, к которой мы уже успели основательно привыкнуть, когда дело касается воблеров класса минноу. Плюс отдельная тема – сербские силиконовые раттлины.
Индивидуальный стиль. Если вы более или менее знакомы с разными авторскими воблерами, то достаточно уверенно можете отличить близкие по форме и назначению воблеры, исполненные разными мастерами. Например, голавлевые крэнки от Зябликова и Рамазанова. Что я заметил, некоторые пользователи, что называется, подсаживаются на воблеры одного автора. Оно, понятно, отчасти субъективно, но если у вас стабильно ловят воблеры такого-то мастера, то от добра ведь добра не ищут.
Конкуренция с китайцами и японцами. Выше я уже отметил, что доля авторских приманок на рынке невелика. Японцы и особенно китайцы давят объемами, разнообразием модельных рядов, а также пиаром. Самоделки же продвигаются «из уст в уста», ну и в последнее время – через социальные сети. Однако случаются и курьезы. Помните, лет 8-10 назад возник ажиотажный спрос на «Винницкого Головастика»? А ведь редко кто и тогда, и теперь мог назвать японский крэнк, по мотивам которого этот воблерок был создан.
Качество исполнения. Если сравнивать авторские воблеры со схожими по типоразмеру и цене заводскими, то первые, как правило, выше и стабильнее по качеству. Оно и понятно: мастер дорожит своей клиентской базой. Но бывают и исключения. Помню, лет 15 назад у нас на выставке засветился некий польский «кооператив» - с малосерийными воблерами. Внешне они выглядели солидно, но по ходу рыбалки у каждого второго – вываливалась лопасть… Это я к тому, что если вдруг приглянутся какие-то авторские воблеры, погуглите на всякий случай отзывы.

О снастях в условиях «домашнего ареста». Часть VI. Воблеры Golden Mean

Лет шесть-семь назад я про эту марку еще ничего не слышал. Но вот, сначала, разжился лайтовой палочкой серии Lotus – и успешно ловил ею на Москве-реке окуней и прочую рыбешку. Заинтересовался, что такое вообще Golden Mean? Оказалось, что это дочерняя марка Ever Green. Еще любопытнее стало, когда прошла информация, что под этой маркой вскоре должны будут появиться и воблеры. Оно было интереснее, поскольку к спиннингам-то отношение более утилитарное, тогда как в воблерах присутствует масса нюансов и нюансиков, привлекающих особое внимание и вызывающих немало дискуссий в наших сообществах. Тонкая грань объективного и субъективного…
Началась воблерная программа Golden Mean с одной модели – MoonStruck 135. Этот воблер попал ко мне, пожалуй, поздновато. Ранее-то я много ловил с лодки на большой воде – помните мою статью «Философия 130-х»? Но потом стал делать это реже. А MoonStruck – он, как все минноу такого размера, любит простор. Тем не менее, у меня получилось заценить его в деле. MoonStruck я определил как воблер одного ряда с Бализонгом и Рудрой, а по крючкам в плане ловли щуки – даже, пожалуй, превосходящий их.
Когда ты знакомишься с новыми для себя воблерами, неизменно возникает вопрос: а насколько они оригинальны? То есть не копируют ли они какие-либо модели более известного брэнда, и нет ли в продаже точно таких же воблеров, но под другой торговой маркой? У Golden Mean здесь все чисто. Во-первых, я знаком с японцем-разработчиком – ловил с ним даже как-то с одной лодки. Во-вторых, я – пусть и немного со стороны, но наблюдал за процессом обкатки и доработки этих воблеров. Видел полуфабрикаты-предсерийники. А процесс этот не быстрый…
Серия крэнков Hellion. Основной объект, как несложно понять, голавль. Три варианта глубоководности – все мною быстро разловлены… Но если пара замечаний – большее, правда, личного характера.
Первое: в линейке Хеллионов не хватает более диповой версии воблера. Она бы точно пригодилась при ловле в городе с парапета. Да и в лодочной рыбалке на большой воде очень часто больше поклевок голавля и язя дает крэнк, идущий глубже.
Второе это размер. Хеллионы вроде как были задуманы больше под условия Чебоксарки и тестировались на ней же. Но в моем понимании, оптимальный для большой воды крэнк на голавля (плюс окуня и язя) это вес 7-8 г. Вроде бы разница невелика, но все же такой воблер и летит подальше, и рыба на него ловится в среднем покрупнее. Возможно, при принятии решения по размеру Хеллиона сработал тот же фактор, что и по моему Зеленому Китайцу от Косадаки. Это статистика продаж. Согласно ей, при прочих равных массовый рыболов из двух близких размеров воблера скорее предпочтет меньший.
Хеллионы – конечно, классные рабочие воблеры. Но я вот из всей воблерной программы Golden Mean гораздо чаще – с большим отрывом – ловил на «десятку» из серии Reveller. Уже хотя бы потому, что в принципе гораздо чаще ловлю на минноу, а размер 10 см – самый ходовой для меня.
Когда Ревеллеры только появились, им было сложно завоевать признание. Предложение воблеров со схожими характеристиками уже зашкаливало. Тем не менее, Ревеллер как-то сразу впечатлил и стал стабильно показывать результат. Я уже как-то писал про него. Тогда я определил этот воблер как «умеренно регулярный». Что означает, что в целом на ритмичном твичинге он идет правильным зигзагом, но эпизодически «сбоит», останавливаясь после очередного твича в наклонном положении. Причем эта особенность прослеживалась у всех Ревеллеров, что у меня были, что говорит о том, что такое поведение заложено разработчиком воблера осознанно.
А вот менее известный минноу от Golden Mean – Moon Temptation – в данном контексте следовало бы назвать «неумеренно иррегулярным»: он такие фортеля хаотичные на твичевой проводке выписывает! К минноу с такими особенностями многие относятся с подозрением. Но они часто «выстреливают» на запрессованных акваториях, где хищник уже основательно «поднаелся» более «регулярными» рывковыми воблерами.
Чего в сериях Ревеллер и Мун Темптейшн, на мой взгляд, не хватает, так это, опять же, несколько большего размера – где-то 120-125 мм. Если проект воблеров Golden Mean будет развиваться, то такие – пришлись бы очень кстати.

О снастях в условиях «домашнего ареста». Часть V. Воблеры Major Craft

Когда лет восемь назад просочилась информация о том, что под маркой Major Craft скоро, помимо спиннингов, будут выпускаться еще и воблеры, я поначалу отнесся к тому не очень серьезно. Оно и объяснимо: непрофильная тема – что называется, для ассортимента. Так мне казалось…
Но вскоре я их увидел в живую. Сразу понял, что это не «перепечатка», модели – оригинальные. Стало ясно, что для Мейджора обращение к воблерной тематике – не разовый порыв. Все осознанно.
Правда вся воблерная программа была на тот момент представлена всего тремя сериями: Zoner Minnow, Jerk и Crank. Но для начала это было, наверное, нормально.
Существенно позже я узнал идеологию создания воблеров Major Craft. Японцы провели опрос во всех странах, где у них имеются дистрибьюторы, касательно того, воблеры каких типов более востребованы у них в регионах. Ну и учли полученные данные при формировании модельного ряда.
Разумеется, прошло мининум времени, и я проверил полученные образцы в работе. Первым я сумел основательно разловить Зонер Крэнк – тот, что больше – 55-й. Крэнки такого размера нацелены в первую очередь на басса и только потом – на все остальное. Нет, несколько бассов я на 55-й действительно поймал. Но все же чаще я ловил на него крупного окуня, судака, щуку и жереха. С бассовыми крэнками по нашей рыбе – многие, уверен, с этим согласятся – не со всеми все складывается легко и просто. Но вот 55-й Зонер реально интересен нашим хищникам. Особенно я его отметил в «пауэр крэнкинге» - это когда воблер ведется со скоростью раза так в два выше «средней».
Зонер Минноу – вроде бы типичная твичевая щучья «минношка». Со щукой тут и впрямь все вышло, как и предполагалось. Но вот что стало сюрпризом, очень у многих из нас этот воблер вошел в топ по ночному судаку. Причем сказанное касается двух размеров Зонер Минноу – 90 и 110 мм. Здесь я бы заметил, что чисто по факту 110-й уже скорее относится к классу «130-х» минноу – и по весу, и по сопротивлению.
Проходит несколько лет, и у Мейджора выходят еще несколько моделей воблеров. Вторая, так скажем, генерация. И среди них – Зонер Крэнк Мини. Он стал для меня открытием (в своем сегменте) 2017 года. Сколько я на него «передушил» тем летом голавлей, окуней и язей! Помню, в начале у меня было четыре таких воблера. Когда я их последовательно отрывал, не сильно печалился, т.к. не сомневался, что в любой момент смогу восстановить статус кво…
Но когда я попытался восполнить потери, был ошарашен вестью о том, что выпуск Зонеров как минимум приостановлен, как максимум – прекращен. У японцев – какая-то своя, не понятная нам логика. Но здесь уж, что называется, хозяин – барин. Нам же остается жить воспоминаниями. «Аprendimos a quererte desde la histórica altura…», - как-то сразу приходит на ум. «Учимся ценить с исторических высот». Это я к тому, что для некоторых из нас Зонеры, пока они были доступны, были «одними из многих». А как пропали – народ стал за ними гоняться. Ну и цены на «вторичке» скаканули вверх. Впрочем, что-то подобное мы уже не раз проходили. Например, с Yo-Zuri Tiny Tip или Jackall Hamakuru Spider…
Вопрос теперь в том, насколько реально реанимировать воблерный проект от Major Craft? У меня нет, увы, внятной инсайдерской информации, но имеется ощущение, что шанс есть.

О снастях в условиях «домашнего ареста». Часть IV. Воблеры Mottomo

Философский вопрос единства и борьбы противоположностей – в отношении дорогих и бюджетных воблеров – можно поднимать бесчисленное количество раз. Но сегодня я постараюсь не делать акцента на сравнении тех и других. А просто расскажу о досупных большинству из нас воблерах – воблерах Mottomo. Почему именно о них? Ведь торговых марок, под которыми представлены в широком ассортименте приличные воблеры эконом-класса, много. Все просто. Во-первых, по Mottomo - больше практики. Если в цифрах, то воблеров этой марки у меня в общей сложности было где-то под сотню. Во-вторых, я сам имел некоторое отношение к подбору их модельного ряда и доработке некоторых моделей.
Все воблеры Mottomo можно разделить на три группы:
1) условно оригинальные. Это те, в которых не просматривается явное сходство с моделями дорогих брендов. Но они могут быть представлены под другими марками примерно того же ценового уровня;
2) близкие к оригиналу копии. То есть фактические клоны «японцев» за существенно меньшие деньги;
3) «отдаленно напоминающие». Модели, чем-то похожие на дорогие – японских марок, но в целом не претендующие на точность соответствия.
Самый, пожалуй, известный воблер Mottomo, отмеченный значком «хит продаж», Ostra 100 - относится к третьей группе. Остра внешне перекликается с Megabass Vision Oneten, но не совпадает ни с одной моделью этой серии ни по длине и весу, ни по плавучести, ни по крючкам, ни по «начинке». То есть это абсолютно другой воблер. Не просто так Остра проходит как «хит». Этот минноу ценен тем, что он очень легко управляем. Я всегда акцентирую внимание на отмеченном качестве рывковых воблеров, т.к. от него во многом зависит уровень популярности той или иной модели. В оригинале Остра – средне-плавающий минноу. Я обычно ее подгружаю – до состояния очень медленно всплывающего.
Гораздо меньше на слуху – другой моттомовский минноу – Tiron. Меня этот воблер впечатлил, когда я ловил окуня и щуку до кила на значительном течении, плюс – он хорошо показал себя в ловле ночного судака. Есть два момента. Первый: Тирон проходит как плавающий. В реальности же те три этих воблера, что у меня были, очень-очень медленно тонули. Второй: заглянув сейчас на сайт Угры, я обнаружил, что Тирон предлагается по очень вкусной распродажной цене.
Раттлин (виб) Saltar выглядит неказисто, но не будет преувеличением сказать, что он уже лет пять занимает едва ли не первую строчку по популярности среди всех воблеров данного типа. Основное (для размера 60) – ловля серьезного «белого» хищника на большой воде.
Aringo 130 и Leo 90 – качественные копии известных японских воблеров. Зачастую на них ловится лучше, чем на оригиналы. Почему так происходит – мы этот вопрос уже не раз обсуждали. Во многом это момент психологии: не всякий из нас рискнет кинуть дорогого «японца» в проблемное место. С копией – такое решение дается легче.
Boca 90. Очень рабочий окуневый шед. Есть тонкость. 90 – это общая длина воблера, вместе с лопатой. Более привычная нам длина только тела – 60-65 мм, т.е. воблер – в самый раз для окуня среднего размера.
DJ Crank. Летом и в сентябре очень хорош при собирании окуня по площадям. Кроме базовой равномерной проводки, работает и на твичинге.
Wrestler 50. «Усредненный» крэнк-универсал. По размеру он оптимален для ловли «всего подряд»: окуня, «белого», щуки и судака.

Ночной судачинг. Выбираем воблеры

Складывается впечатление, что из столичных спиннингистов сейчас только самые ленивые не ловят в темное время судака на воблеры. Благо, в декабре это самое время начинается незадолго до 17 часов и длится до начала девятого. Когда лет семь назад этот вид рыбалки, что называется, пошел в массы, оно было с воодушевлением воспринято в торговых точках, т.к. висевшие всю зиму без движения воблеры вдруг начали бойко так продаваться. Сегодня я бы хотел поговорить о них, о воблерах. Коротко – можно сказать, тезисно – обозначить основные моменты.
Тип. 90% воблеров, на которые мы ночью ловим судака, это минноу. Иногда – шеды. Я вот, например, неплохо ловил на шед Lucky John Anira. Можно ловить и на раттлины. Но уж больно они «цепучи» в условиях МР. Если все-таки надумаете ловить на раттлины, то поменяйте на них тройники, на двойники, смотрящие жалами вверх.
Размер. Самый ходовой – 100-110. А так – от 65-х (Pointer и подобные) – до 130-140-х («Коты» и др.). Хотя мне вот удавалось ловить судака на двушник на воблер длиной 58 мм, мельчить я бы не советовал. Маленький воблер и закидывется плохо (часто это критично), и менее заметен для рыбы, и на него чаще вешаются «стеклянные» микро-судачки. Увлечение же 130-ми пришло в ловлю ночного судака сравнительно недавно – когда стало, во-первых, ясно, что такой размер вполне по зубам судаку уже граммов от 700, а во-вторых, оказалось, что на некоторых участках акватории дальность заброса играет определяющую роль.
Плавучесть. Когда мы ловим судака чисто равномерной проводкой (бывает, что именно она дает больше поклевок), эта характеристика воблера имеет минимальное значение. А вот при проводке с остановками роль плавучести может оказаться решающей. Средне- и быстровсплывающие минноу здесь лучше вообще исключить.  Что же до всех остальных, то вроде бы оптимальными должны быть зависающие в паузу суспендеры. Но у меня не раз бывало, что тонущие – давали заметно больше поклевок на остановках. Тут можно вспомнить хотя бы старенький Lucky John Magic Sinker или более свежий Lucky Craft Lightning Pointer.
Цвет. В первом приближении – по барабану. Но все же воблеры со светлыми спинкой или лбом предпочтительнее. За счет городской иллюминации ночь на МР больше похожа не на ночь, а на плотные сумерки. Поэтому светлую спинку рыболову сверху, особенно, если ловить с набережной, видно. Это важно. Визуальный контроль.
Рабочий горизонт. Есть мнение, что воблер на проводке должен то и дело чиркать по дну – что это вроде бы провоцирует больше поклевок. Честно говоря, я сам такого не замечал. Вот больше зацепов на чиркающей проводке – это факт. Так что лучше не надо. Тем не менее, рабочий горизонт воблера важен. Если воблер идет слишком высоко, это тоже плохо. Правильно – вполводы. Это понятие – «вполводы», впрочем, очень растяжимое, с широким плюс-минусом, но идея, надеюсь, понятна. Как и то, что в разных местах оптимальными будут воблеры с разными рабочими горизонтами. В зависимости от глубины и высоты позиции рыболова над водой.
Ценник. Момент важный, уже хотя бы потому, что в ночном судачинге трудно избежать потерь воблеров. Правда за прошедший уже почти весь декабрь я не оторвал ни одного, но это скорее везение. Бывает, что за одну рыбалку оставляешь по три воблера. Это я к тому, что в этом виде ловли важно «соблюсти баланс» между «китайцами» и «японцами». В роли разведчиков использовать те воблеры, что подешевле. А дорогие – пускать в дело в уже проверенных местах.

Три степени «левизны» в современном воблеростроении

Наверное, и среди ваших знакомых найдется хотя бы один человек, признающий только оригинальные (ну, оригинальнее просто не бывает!) воблеры. Хорошо, когда вы можете себе это позволить. Если так, то или у вас денег куры не клюют, или вы про-стаффер на обеспечении, или просто ловите редко. Ибо у активно практикующего рыболова в сезон средний расход воблеров 5-6 штук в месяц. Добавьте сюда еще несколько, которые «почему-то не заловили», тогда при характерной нынешней четырехзначной цене «японца» это будет примерно четверть средней по стране зарплаты. Жена узнает – метнет скалку. И будет, в общем-то, права.
Как следствие такого положения дел, абсолютному большинству из нас приходится в принципе забыть про «японцев». Многие ведь ловят себе спокойно на «безродных китайцев» и не парятся. Но многие другие – все-таки ищут компромиссный вариант – этакую золотую середину. И находят ее в копиях, репликах, клонах (выбирете слово, что больше нравится) дорогих японских воблеров. Почему я об этом вновь вспомнил? А потому, что на днях один из таких «клонов» сделал весь результат рыбалки. Что само по себе не сильно удивило, т.к. оно случалось и ранее, но дало импульс – разобрать тему несколько детальнее.
Я бы разделил воблеры-копии на три обособленные группы. Первая – это чистый фальсификат: когда и внешний вид воблера, и надписи на нем, и упаковка – все как у оригинала. Только воблер – «левый». Я год или два назад давал фото фальшивого Бализонга, в сравнении с настоящим.  И продаются такие - чаще в ларьках на рынках, где торговца за ж*пу за такое редко когда берут. А если в магазинах, то соблюдая «конспирацию». Ибо органы, случается, наезжают. Прецеденты мне известны. О рабочих свойствах таких воблеров можно только догадываться. Но если называть вещи своими именами, то это – криминал. По мне, с такими – лучше вообще не связываться.  
Вторая группа – это весьма-весьма точные копии «японцев», которые идут именно как копии. Впрочем, многие пользователи таких воблеров этого даже и не знают. Например, вот Kosadaka Ion – далеко ведь не каждый, у кого есть в работе воблеры данной серии, сможет назвать серию японских воблеров, послужившую объектом копирования. То же можно сказать и про Strike Pro Montero. И, что характерно, воблеры этой группы часто продаются в одном магазине с японскими оригиналами. Тем самым покупателю честно предлагается выбор: или сам «японец», или китайский, максимально близкий его клон, но раза в два дешевле. Люди, близкие к коммерции, утверждают, что такой подход дает рост продаж и копий, и, что удивительно, и оригиналов тоже.
Наконец, третья группа. Она – самая, пожалуй, интересная. Возможно, помните – я рассказывал о том, что на трех из четырех воблерных фабрик, которые я посетил под Вэйхаем, видел воблеры, похожие на One Ten? И, что важно, все они отличались и от оригинала, и один от другого. Отличались деталями: немного – размером, расположением крючков, структурой внутренней огрузки, мерой плавучести… И таких моделей – очень много. Та же Mottomo Ostra, воблеры, исполненные по мотивам Pointer – от Lucky John, Caiman и Merega. Понятно, что по своему поведению они отличаются от оригиналов. Но по мне, это-то как раз и интересно. Не в том смысле, что «на «японца» и конюх поймает, а ты попробуй – на похожего «китайца»… Просто сколько было историй, когда «китаец» ловил реально сильнее. Отчасти это, конечно, потому, что с «китайцем» чувствуешь себя раскрепощеннее – не так давит опасение его оторвать. Но и просто элемент интриги: получится поймать на воблер с не самой дворянской родословной или нет? Уже чисто поэтому я примерно в 70% случаев ловлю на «китайцев», и в половине из них – на исполненных «по мотивам». И в общем-то, получается.

П.С. Сегодня вот опять всю рыбу поймал на воблер из «третьей группы».

Golden Mean Reveller: преимущество «по очкам»

Позавчерашняя «язевая» рыбалка была примечательна тем, что в ней одна приманка – вертушка от Miari – победила всех конкурентов, что называется, нокаутом. Но так бывает очень редко. Гораздо чаще мы ловим в течение какого-то периода, тасуя приманки, подмечая для каждой из них более или менее удачные рыбалки. В итоге получаем, образно говоря, сумму баллов. И тут оказывается, что какая-то одна из них получает по результатам где-то пары десятков однотипных рыбалок «преимущество по очкам». Среди моих воблеров типа минноу по результатам последних пары сезонов это в первую очередь относится к  Ревеллеру от Golden Mean. Вот хотя бы вчерашняя рыбалка: из семи рыб, у меня клевавших, пять – клевали именно на него.
Показательно, что с год назад у меня было пять Ревеллеров, теперь – остался один. Да, я часто ловлю в проблемных местах. Но воблеры – уже писал о том в деталях – теряю редко. Тем не менее, за год четыре – «ушло». Это говорит об интенсивности пользования.
Вообще, Golden Mean – любопытная марка. Ассортимент небольшой – в модельном ряду не «заблудишься», но все очень рабочее. Правда первым в ряду был 135-й MoonStruck, но я сам редко попадаю в удобные для его применения условия. Но потом появились Ревеллеры, и тут прорвало!
Не знаю точно, какую идею вкладывал в 100-й Ревеллер разработчик (хотя я ловил с этим японцем на Чебоксарке), но получился, по нашим разумениям, чисто щучий, очень рабочий среднего размера минноу.
По особенностям хода на твичинге я бы определил Ревеллер как «умеренно регулярный». Он вроде бы попеременно рыскает вправо-влево, вправо-влево…, но в какой-то момент «спотыкается». Напомню, что у Golden Mean есть еще минноу Moon Temptation, который «спотыкается», будто пьяный, через каждый шаг. Такое поведение определенно заложено разработчиком. Но оно вызывает у среднего спиннингиста вопросы. С этой точки зрения, Ревеллер проще в понимании и технике анимации.
Что еще стоит отметить, у воблеров Golden Mean пока нет бюджетных реплик. В общем, оно понятно: марка относительно недавно на рынке. А китайцам нужно время, чтобы сориентироваться. Едва ли они это сделают быстро.

Golden Mean Moon Temptation. С акцентом на иррегулярность

Мне часто приходится тестировать предсерийники (или "раннесерийники" ). Больше речь идет, разумеется, об удилищах. Иногда – о катушках. Но интереснее всего пробовать новые воблеры. Почему? А потому что в этом больше интриги. Ведь палку при должном опыте и навыке мы довольно точно можем оценить «на потрях». Да и катушку – тоже можно в основном понять в «студийных» условиях: какая укладка, какой ход, какая фиксация дужки… Воблер же в обязательном порядке требует проверки в полевой обстановке, ибо главный оценщик его работоспособности – рыба и никто другой…
Месяца полтора-два назад мне выдали на тест два воблера новой серии Moon Temptation от Golden Mean. Информации об их рабочих свойствах, можно сказать, не было никакой. Чисто внешне новые воблеры ближе всего к Smith Jib, но все же несколько отличаются от него – по обводам, внутренностям и размерам. Размеров, собственно, два – 80 и 100 мм. Первый – больше окуневый (фото 1), второй – больше щучий. Мне бы вот хотелось еще добавить 125-130 мм. Возможно, в перспективе так оно и будет
Moon Temptation – плавающие. Не «как пробка», но все же. При всей моей тяге к минноу с нейтральной плавучестью, я считаю, что в данном случае лучше оставить эти воблеры такими, какие они есть. То есть не подклеивать свинцовых стикеров. Почему? А потому, что именно такой типаж минноу эффективнее всего себя показывает как раз в средне-плавающей версии.
Теперь – чуть подробнее о том, какой он, этот «типаж». Все рывковые воблеры можно охарактеризовать качеством, которое я бы обозначил как «степень регулярности». Если она максимальна, то вы, ритмично и единообразно подергивая удилищем в процессе проводки, получаете четкий зигзаг в траектории хода воблера. Менее регулярный минноу время от времени сбивается с этого красивого рисунка. Например, после последовательных дерганий вправо-влево-вправо-влево… он на каких-то последовательных твичах дважды подряд дернется вправо. Совсем иррегулярный воблер – вообще делает все, что хочет; живет своей жизнью. К числу последних относится, к примеру, знакомая многим Chiquitita Baby – она выписывает в воде всяческие кульбиты, иногда даже выворачивается на поверхности. Если бы этот воблер не был «японцем», то некоторые заподозрили бы конструктивный или производственный брак. Но есть один убойный аргумент в его пользу: воблер ловит, когда другие молчат…
Так вот, Moon Temptation тоже свойственна иррегулярность в работе, пусть и в несколько меньшей мере. Что дает примерно тот же эффект: воблер часто срабатывает там, где академичный стройный зигзаг – то ли от того, что уже «приелся» рыбе, то ли еще по каким причинам – дает минимум поклевок. Я экспериментировал с этим воблером в пойменном озере, где щуки, с одной стороны, достаточно много, с другой – она основательно так запрессована. Поэтому весьма избирательна в своей реакции на разные воблеры. Что характерно, Moon Temptation щука чаще всего, даже когда другие воблеры она только прикусывает, атакует яростно – что называется, «проглатывая». Как, например, на фото 3, где видно, что она схватила его с головы. Надо думать, это все потому, что вертлявый воблер сильнее заводит щуку, и она любой ценой норовит его цапнуть.
Мне воблер определенно нравится. Я для себя отношу его к разряду «must have».


Трофеи выставки. Воблерный tank testing

C выставки я принес десятка три разных воблеров: "японцев", "типа японцев", "дорогих китайцев", "дешевых китайцев", плюс - несколько мелкосерийных "авторских". С учетом минус двадцатника за окном, решил их искупать не в речке, а в ванне. А чтобы из этого вышел практический толк, набрать кое-какую сравнительную статистику.
Возможно, вы иногда замечали на упаковке некоторых воблеров пометку "tank tested" или еще лучше - "tank tuned", что означает, что воблер после "производственного конвейера" проверялся или даже настраивался вручную. Замечу здесь, что пластиковые воблеры, произведенные на высокотехнологичном оборудовании, все очень единообразны, и для них предпродажная проверка и настройка не актуальны. Другое дело, во-первых, воблеры из дерева (так как древесина неоднородна), но главное - бюджетные "китайцы". "Настройка" в принципе может содержать несколько действий, но основное это подгиб головной петельки. Для отдельных воблеров даже прилагается инструкция "сделай сам". Практика общения с рыболовами, как ни странно, показывает, что многие и понятия не имеют об этой простой операции, помогающей сделать воблер более рабочим. Поэтому - в двух словах. Если воблер на равномерной проводке отклоняется, например, влево, следует слегка подогнуть петельку пассатижами вправо. И наоборот. Ключевое слово здесь - "слегка". Обычно это что-то порядка двух десятых миллиметра. Если перегнешь сильнее, то рискуешь получить уклон в другую сторону. А много раз перегибать петлю туда-сюда нежелательно. Максимум - два-три раза. На этой операции важно набить руку. Я вот, видя врожденный уклон воблера, в большинстве случаев компенсирую его с первой же попытки.
Так как выставочные воблеры? А вот как. "Авторские" и те, что подороже (примерно от 400 р.), не потребовали никакого тюнинга. С самыми бюджетными - пришлось слегка повозиться, особенно с дипами. У шести из них я петельку гнул. И вроде как настроил. Совершенно безнадежным оказался всего один. Он быстро тонул хвостом вниз, встряска эффекта не давала. Это - чистый брак.
Резюме. "Японцы" или "китайцы" - выбирать вам. Разница в цене бывает порой в 7-8 раз. У "китайцев" ощутим процент брака. Но он сейчас гораздо ниже, чем был лет 10 и более назад. Но главное - большинство из них можно легко "довести до ума". Иногда даже простой заменой деталей фурнитуры. Ну, хотя бы вот крэнк на третьем фото. Замена колечек просто-таки напрашивается. И тройники перестанут схлестываться...

Пример заслуженного воблера-долгожителя. Lucky Craft Pointer 65XD

Воблеры, которые полтора десятка лет живут у нас в "спящем" режиме по коробочкам на дальней полке кладовки, на эту роль не годятся. Пусть даже раз в несколько сезонов мы их достаем оттуда, берем с собою на рыбалку и, может, даже что-то на них ловим. Но потом снова отправляем в "анабиоз". Такие - скорее для коллекции - чтобы лет через 20-30 их внукам показывать: "Смотрите, что у меня есть!".
Я сейчас говорю о других. Их мало. Те, что в регулярной работе, на них поймано огромное количество всякой рыбы. Но воблерам этим удалось успешно миновать коряги, обрывки сетей, щучьи откусы и прочие фатальные угрозы. У меня таких заслуженных долгожителей всего три или четыре. И Пойнтер 65XD - номер один из них.
Если я правильно помню, появился он у меня еще до того, как попал на страницы фирменного каталога, то есть это был скорее образец, нежели серийный воблер. По хронологии, это лето 2013 года. Именно этот экземпляр - на фотоснимках ниже. И еще на многих, которые были здесь на форуме или социальных сетях. Последний раз ловил на 65-й не далее как сегодня. По первому фото хорошо видно, какой это тертый калач воблер. Понятно, что основное для него это стритовая ловля окуня. Я и ловил: на МР, Неве, Сене, Амстеле, Волге... Но щука с судаком его тоже жалуют. А то, что воблер до сих пор жив и в работе, наверное, не просто стечение обстоятельств. Я так полагаю, что лопатка особой геометрии реально позволяет ему отбиваться от донного мусора. Есть мнение, что все дипы обладают этим достоинством. Поверьте мне, далеко не все. Немало их полегло у меня на первых же рыбалках. А Pointer 65XD уже точно теперь доживет до 2018 года.
С Новым всех, кстати, Годом! :)

Soul Shad. Путь дублера

В лексиконе "офисного планктона" есть такое словечко - "подсидеть". Это когда есть яркий и заслуженный шеф подразделения, и есть его малоприметный зам. Но вот с начальником что-то вдруг случается - а его невзрачный заместитель занимает начальственное кресло. И ведь сплошь и рядом оказывается так, что это идет на пользу общему делу...
Среди воблеров марки Jackall у меня был однозначный фаворит по стритовой ловле в холодной воде - DD Squirrel 79 (на первом фото). Окунь, судак, щука и даже басс, где он есть. Но... Пару недель воблер, увы, приказал долго жить. Однако, как нам внушал один живший в прошлом веке деятель, незаменимых - нет. И я стал искать замену. Причем не на стороне (с похожими по параметрам воблерами от Lucky Craft, Ever Green и HMKL все ОК), а среди тех же Шакалов. И обнаружил у себя в недавнем загашнике сразу три воблера Soul Shad - в среднем и большем размерах. Тут же вспомнил две вещи. Во-первых, эти воблеры мелькали где-то в оперативных источниках - в Инстаграм или ФБ - или от про-стафферов дилера, или от кого-то "на подхвате". Во-вторых, в отличие от них, я-то на Soul Shad не поймал ни одной рыбы. Вы спросите: а пытался ли? Да, пытался, но... Как это чаще всего бывает с воблерами-резервистами. Ловим на фаворита, клюет, ничего не меняем. Не клюет - ставим дублера - на него тоже не клюет. И делаем для себя опрометчивый вывод, что дублер "не ловит". Умом понимаем, что это просто невыгодный для него стартовый расклад и психология. Но переломить себя не можем...
Чтобы переломить, нужна встряска. Потеря лидера - это тот самый случай. И вот в эти дни в тех же условиях, где прежде ловил на Squirrel, я стал плотно ловить на Soul Shad. Ну, чередуя его иногда с другими уместными воблерами. Точнее, условия были менее благоприятные - кто из Москвы, тот знает, какая мутная водичка перла эту неделю по МР. Не скажу, что поймал много, но три четверти окуней - именно на Soul Shad. Теперь я в него поверил и приноровился к проводке. И уже нет веских причин для сожаления об утере Squirrel.
Мне думается, у многих были такого рода истории, когда какой-то воблер сидел в глубоком запасе, но потом вдруг начинал ударными темпами ловить. Это нормально.
Да, вот еще какой момент. Все воблеры, что я назвал, явно или косвенно, выше, это "японцы". При моей общей лояльности к "китайцам", стоит заметить, что у них воблеры этого типа - подчеркнутые дипы-суспендеры - не всегда получаются сопоставимого качества. Так что тут особо не сэкономишь.  


Сербские заметки. Часть V. Балканские воблеры

В Европе есть всего несколько стран, где развито внутреннее производство воблеров – большей частью мелкосерийное, под минимум полудюжиной марок. Это Финляндия, наверное, еще Польша и, конечно, Сербия. Сербию здесь, думается, можно поставить на первое место. В стране не менее 15 таких производителей – по крайней мере я столько, не особо стараясь найти всех, насчитал. Это и довольно крупное производство, как, например, Calypso или Goldy, и продукция мастеров-индивидуалов, которая известна не только в самой стране, но и за ее пределами.
Для меня самыми первыми сербскими воблерами были Ugly Duckling. Я их еще в 90-е с десяток получил в качестве гонорара за статью в местном журнале. Потом эта марка пережила несколько перетрубаций, начиная с вынужденного ухода ее основателя. Что представляет Ugly Duckling сейчас, можно только догадываться. Зато вот воблеры попроще – те же Calypso и Goldy у нас много кому сейчас знакомы. Особенно голавлево-окуневые крэнки. Ловят исправно, ценник – очень щадящий…
Их антиподы – авторские воблеры ручной работы – например, Mato или воблеры от Горана Лазовича. Сразу замечу, что я ими сам почти не ловил, но знаю людей, которые заказывают такие воблеры с 4-значным (в рублях) прайсом, т.е. дороже иных «японцев», и готовы ждать исполнения заказа по несколько месяцев. Наши в Сербии берут «антибюджетные» воблеры в основном под тайменя и под камчатских лососевых. Европейцы – под море.
Но больше всего меня впечатлило то, что многие сербские спиннингисты практикуют изготовление воблеров не столько на продажу, сколько для себя и друзей. Может, такие смотрятся не вполне «товарно» (на фото), но ведь ловят исправно.
При некотором навыке сербские воблеры можно узнать – выделить их на фоне тех же, например, польских, финских и или еще каких. Так, для сербских составников характерна резкая «асимметрия»: хвостовой сегмент сильно меньше головного. Такой типаж, понятно, возник не просто так, он вырабатывался годами. Такие составники особенно хороши для рек с довольно сильным течением.

Легендарно-этапные приманки. Часть VI. Rapala Count Down. Мой первый "настоящий" воблер.

Я ловлю на воблеры примерно с 1982 года. В первые сезоны то были мои самоделки из липы, та же "Балтика", что мы упоминали недавно в комментах, плюс мой дальний родственник, служивший в ГДР, привез пару штук - тамошнего выпуска. Но подспудно мне казалось, что это все не то. Хотелось попробовать что-то "более настоящее"...
И вот уже в 90-х я по своим атомным делам оказался в командировке в Италии. Ну и купил там несколько приманок, которые я прежде живьем не видел. Из воблеров это была, разумеется, Rapala. А вот модель я выбирал наугад. И выбрал Count Down. Позже я прикидывал, правильно я сделал или нет. Решил, что правильно. Потому что тот же Original, с его "пробковой" плавучестью, у меня имел меньшие шансы быть разловленным.
Count Down я разловил, может, и не на самой первой рыбалке, но довольно скоро. При этом я ведь воблер берёг, не совался с ним туда, где можно было оторвать. На такие случаи была ведь "Балтика"...:)
Не сказать, что я на Count Down ловил много. В общей сложности поймал на него не более десятка "хвостиков". В последний раз это было в 2003 году. Главное, это был и остается воблер из той изначальной, финской, Рапалы. Все эти вариации с Ирландией и Эстонией, как я понимаю, возникли уже позже.
Ловил я на этот воблер большей частью примитивно: бросил - дал слегка притонуть - и равномерно веду. Далеко не сразу я понял, что в "слегка притонуть" заложен смысл применения воблера, который отражен в самом его названии. Count Down означает "отсчет". После заброса воблер тонет каждую секунды приблизительно на 1 фут, а с началом проводки на достигнутой глубине примерно и идет. Что ценно, к примеру, когда вы ловите судака по термоклину.
В целом, по нашим нынешним оценкам, воблер кажется уж больно простеньким. Но, уверен, по своим рабочим качествам он за прошедшие годы хуже не стал.

О воблерной "съедобности".

Иногда что-то очень интересное узнаешь для себя в ситуации, которая изначально к тому вроде бы совсем не располагает. Сегодня я, как и планировал, на "час волка" заскочил на ближайший к себе участок бетонированной МР. Поймал с двух поклевок две небольшие рыбки. Собственно, вроде бы все. Ничего примечательного. Но вот - как эти рыбки попались - это весьма любопытно!
...Поскольку времени было мало, я решил обойтись без экспериментов. Поставил Ever Green Bank Shad MID, про который не так давно писал в Блоге, и который был заведомо рабочим на данном участке набережной. Обратите внимание, что воблер у меня с яркой желтой спинкой, хорошо заметной сверху - даже в сумерки. Я вообще люблю такие в стритовой ловле.
Вскоре происходит следующее. Уже самый конец проводки, воблер - внизу подо мной, всплывает - он ведь плавающий. В момент, когда воблер достигает поверхности, рядом с ним возникает силуэт рыбы. Через мгновение рыба хватает воблер и резво уплывает с ним в сторону и вниз. Не знаю, что со мной случилось, но я впал в какой-то ступор. Не подсекаю. Шнур ослаблен, а рыба уволокла воблер! Длится это секунды две. Потом все-таки "включаюсь", делаю подсечку и вынимаю окуня граммов на 200-250 (первое фото).
Нас, как говорится, всегда учили, что хищник, взяв твердую приманку в рот, моментально распознает обман, и если ты не отреагировал сразу подсечкой, то рыба - не твоя. Ну, при натянутой леске еще есть шанс на самозасечку, но в моем-то случае шнур был ослаблен. Короче, подумалось, что кроме "съедобной" резины, теперь можно говорить о "съедобных" воблерах.:)
...Делаю еще максимум три проводки и снова на всплытии воблера различаю рядом рыбий силуэт. Поклевка! Теперь не подсекаю специально, держу паузу в пару секунд. Посечка - сидит! - судачок граммов на 400 (второе фото).
Когда-то с чем-то подобным я сталкивался при ловле тарпона - гид на Кубе отдельно отметил, что тарпону надо дать время "поудобнее переложить во рту воблер". Но одно дело - тарпон в Атлантике, другое - наша домашняя рыбка на МР...
И эти две поклевки я видел с расстояния в пять метров. Очень четко. Теперь вот мысли всякие идут, что там делает рыба с воблерами, когда мы того не видим?

"Зеленый Китаец" возвращается!

Когда я с полгода назад отправлял своего "Зеленого Китайца" на его родину, он сказал: "I'll be back!"...
Напомню вкратце историю. Этот воблер достался мне в посылке с китайской выставки, в которой кроме него было с сотню всяких побрякушек. Мне надлежало оценить их работоспособность. Я и оценил. 90% всего этого "добра" забраковал уже на стадии теста в ванной. А то, что осталось, взял с собой на рыбалку.
И уже в первый же день ЗК произвел форменный фурор! Он оставил позади нескольких проверенных "японцев". То же самое повторилось и на последующих рыбалках - на малых реках и жабовниках. И даже на Кипре по бассу он очень недурно так отметился.
Важный момент: в той коробке с выставки, помимо этого воблера, был и его "единоутробный брат" - минноу той же модели и той же расцветки. Но он - не ловил! Это ни что иное как зависимость от экземпляра. Заводик-то - примитивный, никакого тебе единообразия...
И вот возникла идея клонировать ЗК на хорошем заводе, воспроизведя, насколько это возможно, все нюансы его поведения в воде, плюс - добавив систему дальнего заброса. Несколько месяцев лучшие инженерные умы КНР занимались решением этого вопроса. Окончательный результат будет уже очень скоро.
Пока - имеется результат промежуточный. То, что вы видите на фото, уже полностью соответствует итоговому продукту по обводам. Внутренности - пока "сырые". В этих двух - еще не шариков.
Что любопытно, даже на такой полуфабрикатный воблер человеку (не мне) удалось поймать щуку. Я попробовал его на воде - он по своему поведению напоминает хит минувшего летнего сезона - HMKL K-0. Жаль, что топ-вотерное время уже позади.
Но лучше все же дождаться готового ЗК. Он обещает стать бомбой!

Ночной судак без фанатизма

Первого своего ночного зимнего судака на МР я поймал в 1997 году. Не придал тогда тому значения и никак не мог предположить, что этот вид ловли станет мегапопулярным лет через 10-12. Кое-кто из нашего брата ведь под вечер приезжает куда-нибудь в Чулково и уезжает - только утром...
Я сам практикую зимой ловлю судака "в легкой форме" - только на ближней ко мне МР в городе, и сама такая рыбалка длится у меня всего часа полтора. За эту зиму выходил на судака с воблерами всего раз восемь. Один раз - пролетел без поклевки, еще раз - были контакты, но не поймал, остальные разы - ловил от одного до трех хвостиков. Поскольку вопросы по ночному судаку мне задают исправно, я сейчас, в конце этого зимнего сезона, считаю уместным своим "не фанатичным" опытом поделиться.
1. Модельный ряд воблеров. Ни на один конкретный воблер я не поймал более четырех судаков. Определенным открытием вчерашней, например, рыбалки был Lucky John Magic Sinker (желтенький на фото), поймал на него трех. А так - очень пестрый набор воблеров, на которые получалось ловить - от шедов до "карандашных" минноу, размера от 6 до 11 см. И разной плавучести, кроме, разве что сильно плавающих.
2. Места. Я придерживаюсь правила: ловить в основном там, где никто не ловит. Этой зимой только пару раз появился на известной (в узких, разумеется, кругах) точке, где встретил С. Перевозного. А так - ловлю больше ходовым методом - не только там, где "интересно" (рельеф, малек, натоптано), но просто передвигаюсь по берегу покидывая через каждые 10-15 м. Судак влетает без особой системы.
3. Анимация. Сколько всего пробовал - до конца так и не определился. Понятно, что скорость - невысокая, резкий твич исключен, а вот вариаций с учетом этих ограничений может быть много. Но основной метод это все же в основном равномерка с редким слабеньким подтвичиванием и редкими паузами по секунде-полторы.
4. Поклевка. Как-то у меня очень не часто судак хапает воблер с "ударом молотка". Может в одном случае из четырех. Еще в одном из четырех - просто подвисает, в первую секунду - ощущение "полиэтиленового пакета". Наконец, регулярно случается "приклевывание": ощущаешь сначала легкий тычечек (как по камушку), но через пару секунд судак догоняет воблер и садится. Бывает, что не догоняет. Тогда очень не помешает после подозрительного тычка бросить в ту сторону еще раз-другой. Бывает, что долавливается.
5. Погода. Никакой системы. Ну разве что в сильный ветер я не ловил. А так - высокое давление или низкое, луна в небе или снег хлопьями, мороз или оттепель - все равно.

Возможно, лучший воблер для стрит-фишинга

Этой весной мне достался один интересный средне-глубоководный воблер типа "шед" от Savage Gear. Если не ошибаюсь, модель называется Diving Prey. Почему есть сомнения - картинка этого воблера в инете чуть отличается от того, что есть у меня.
Так вот, сначала воблер показал себя убийцей окуней на водохранилище по Самарой. Теперь вот открылась другая его положительная черта. Он практически идеален для стрит-фишинга на МР в центре города. Вчера вот прогулялся час с небольшим по набережной в р-не Автозаводская - Коломенское, примерно половину времени ловил на что-то другое, половину - на Diving Prey. На "другое" - ноль поклевок, на него - четыре.
Воблер хорош тем, что при ловле с высокой набережной он до самого конца идет в правильном горизонте. Его можно твичить или вести равномерно, как крэнк.