Константин Кузьмин. Тотальный спиннинг. Ничего кроме...

Блог Константина Кузьмина - Сообщения с тегом "воблер"

Мобильный блог

Воблерный расклад

Чем полезны социальные сети – в них можно получить репрезентативный набор мнений по тому или иному актуальному вопросу. За последние месяц-полтора я несколько раз пользовался этой возможностью, вынося на суд общественности в ФБ и Инстаграм вопросы по снастям и приманкам. Результаты опроса, например, по окуневым спиннингам я использовал в статье в «Спортивном Рыболовстве». Сегодня же – попробую проанализировать статистику ответов на так сформулированный вопрос: «Назовите по одному воблеру - вашему фавориту - от: 1) Lucky Craft, 2) Jackall Bros, 3) Rapala». Почему именно  эти три марки? Просто они первые пришедшие в голову из «чисто воблерных» и весьма популярны среди наших спиннингистов, плюс – их ассортимент неплохо знаком мне самому, потому мне легко здесь комментировать чьи-либо предпочтения.

Итак, вот тройки лидеров по каждому из трех брэндов:
1) Lucky Craft – Пойнтер (разных размеров) – 42 упоминания, Клатч – 14,  Малас – 12;
2) Jackall Bros. – Магаллон (разных размеров) – 28, Чаббик – 19, МагСквад – 11;
3) Rapala – Храп (разных размеров) – 46, Хаски – 6, Каунтдаун – 5.
Что сразу бросается в глаза, это огромный отрыв Храпа от других серий Рапалы. В принципе, его лидерство было предсказуемо, но не столь подавляющее. Что еще любопытно, на втором и третьем местах у Рапалы – очень старые модели воблеров. А где новые? Рискну предположить, что с рабочими качествами у «молодой» Рапалы все хорошо, но ей просто не хватает элементарной раскрутки. Я вот не далеее как вчера поимел две поклевки на Clackin’ Rap. Полагаю, что большинство читающих эти строки само это название видят впервые.
У Шакала лидерство Магаллона тоже ничуть не удивило. Тут основной вклад внес меньший – «Тайни», или, как у нас его многие называют, «Тиник». Воблер действительно выдающийся.
Что вот тоже ожидалось, но, тем не менее, представляется мне несколько странным, это 19 голосов, отданных за Чаббик. Это ж голавлево-окуневый крэнк, и по мне, ему просто недостает размера. Однако вот Черри и Аска, у которых с размером вроде бы «всё нормально», набрали на двоих всего пять голосов. Такова, стало быть, «воля народа».
Вообще, это можно считать подтвержденной закономерностью: несмотря на все нынешние разговоры про макро-приманки, наибольшим спросом у массового рыболова пользуются воблеры от среднего размера и ниже. Так, у Лаки Крафта среди Пойнтеров самый ходовой размер – 78. Я в связи с этим вспоминаю историю со своим «Зеленым Китайцем». Когда встал вопрос о большем размере, я предложил 130. На что в Грифоне, сославшись на статистику спроса, мне заметили, что 130-е это висяк. Сошлись на размере 118…
Что несколько удивило, это присутствие в «призовой» тройкe Лаки Крафта столь необычной приманки, как Малас. Есть общая статистика продаж, согласно которой «вычурные» воблеры продаются в разы хуже, чем исполненные ближе к классике. А Малас – он как раз и есть «вычурный», ни два, ни полтора. Непонятно, как его классифицировать… Но когда-то Малас стрельнул на соревнованиях. После чего и «пошел в народ»…

Олта Амиго. Неожиданный «выстрел»

Есть такое выражение «приманка стрельнула». Это когда та или иная блесна, воблер, силиконка… - то не проявляла никаких особых достоинств (ну, или мы в нее особо не верили), но вдруг она взяла – и сделала результат рыбалки! Или даже нескольких рыбалок.
С десяток воблеров марки Олта-Рыболов приехали ко мне из Сибири СДЭКом еще весной. Но из-за самоизоляции проверка их работе отложилась на пару месяцев. Чисто внешне воблеры производили весьма приятное впечатление. При очень ненапряжной цене.
Летом я довольно быстро обрыбил минноу Квинто и Локи. Но запомнилась одна рыбалка, когда всех трех щук я поймал на малоприметный воблерок Амиго. Это даже не совсем минноу, а что-то переходное к шеду. Воблер обладает собственной игрой – почти как у крэнка. Но ловил я на него все же твичингом.

Одна рыбалка, понятно, не показатель. Как, впрочем, и все, о чем сегодня идет речь, не назовешь статистикой – ведь у меня за день на запрессованных ближних речках бывает в среднем всего по три-четыре щучьих поклевки. Но все равно интересно.

На какое-то время я забыл про Амиго. Благо ведь воблеров у меня в достатке. Вспомнил – уже ближе концу ноября. И положил в коробочку.
На первых же двух рыбалках, уже на другой речке, Амиго сделал результат! Правда, опять при минимуме поклевок: поймал на него двух из трех щук в первый день и единственную – во второй.

Но что вот обратило на себя внимание – этот воблер по механике своей работы отличается от большинства минноу. Понятно, что в силу большего лобового сопротивления он обладает более выраженной собственной игрой – на твичах на спиннинг передается ощутимая вибрация. Как оказалось, Амиго быстрее занимает свой рабочий горизонт – он у него примерно метр от поверхности. Это важно потому, что на малых речках мы ловим с коротким забросом, а шансов на поклевку, особенно по холодной воде, больше, если воблер сразу уйдет поглубже.

И вот что еще вспомнилось. Примерно году в 2004-м мне дали на тест несколько китайских воблеров – чтобы я проверил их в работе на предмет перспектив их последующего выпуска под маркой A-elita. Это было за год до истории с «Зеленым Китайцем». Были среди них два «полушеда» - поменьше и побольше. На меньший - в тот сезон я поймал больше всего щук, но в итоге его оторвал. Так вот, тот воблер по геометрии и игре очень походил на Амиго. Вроде как в серию у Апико-Фиш он так и не пошел. А больший из тех двух - у меня сохранился. На него я тоже ловил, но не столь успешно.
Резюме. На этот тип воблеров – промежуточный между минноу и шедом, с активной собственной игрой – стоит обратить побольше внимания. Очень возможны приятные сюрпризы.

О размере голавлевых воблеров

В первой половине 90-х я увлекся ультралайтом. Была у меня палочка Bando до 7 г, катушка размера 600 той же марки, на которой была намотана казавшаяся тогда очень тонкой леска 0,18 мм. Я полавливал этой снастью всякую мелкую всячину. Ловил – на вертушки. Попадался большей частью окунь. Но как-то я решил эксперимента ради половить на воблеры. А поскольку их, нужного размера, у меня не было, я изготовил пару или тройку штук сам. Один из тех микро-крэнков где-то сохранился – года два назад я даже давал его фото. Весили те воблеры грамма по полтора. Забрасывались – от силы метров на десять. Но… - они просто-таки «истребляли» окского голавля! Ну, если точнее, то микро-голавля – весом редко свыше 100 г. Зато с клевом все было очень весело.
История получила продолжение несколькими годами позже. Мне тогда дали на тест с дюжину воблеров Dorado. Помните эту польскую марку? Среди них нашлось несколько размера «микро» - это весом 1,5-2 г. Голавлик на Десне и Рожайке их очень даже оценил. Но, опять же, 100 г это уже был «крупняк»…
В общем, ничего принципиально нового я тогда для себя не открыл. Оно ведь и так было понятно: мелкая приманка – мелкая рыба, крупная – крупная. И как-то тему сверхмелких воблеров для себя прикрыл. Тем более что в тот период тех, кто предметно ловил откровенно мелкую рыбу, называли обидным словечком «пиписочники».
Прошло время. Я стал много общаться с голавлятниками из разных регионов. Со многими из них получилось побывать на совместных рыбалках. И вот, на что я обратил внимание. Существенное большинство специалистов по голавлю предпочитают ловить его на мелкие воблеры – весом от 2,5 до 5 г. Это такие, как Chubby, Camion, L-Minnow 44, Rigge 35… Причем такие предпочтения мало зависят от ожиданий по размеру голавля и от масштаба акватории.
Приезжаю я, например, на Волгу в район Саратова. Выходим с местным товарищем на голавля (а они там попадаются знатные), он ставит тот же Камион, чем вызывает у меня вопросы и сомнения. Ибо я-то для большой воды считаю минимальным крэнк размера Lucky Craft Clutch, то есть ловлю голавля на воблеры от 6 г и выше. Порою – существенно выше.
Что характерно, я не помню случаев, когда меня на большой воде заметно бы обловили посредством мелких воблеров. А вот наоборот бывало, и не раз. Когда же я интересовался у своих товарищей, на чем базируется их выбор в пользу воблеров меньшего размера, те отвечали, что просто сложилась такая традиция. А в более крупные – они не упирались. Пару раз после таких рыбалок я оставлял им в качестве презента воблеры, сделашие результат. То были LC Fat Mini и Gunki Gigan 50.
Чем объективно хороши воблеры «бассового» размера на большой воде? Тут все, по-моему, самоочевидно: они дальше забрасываются, заметны с большего расстояния и привлекают более крупного голавля.
А как на небольших речках? Я и там стараюсь не мельчить – не ловлю всякие «риджики». Мотивация такая: отсечь, грубо говоря, 100-граммовиков и чтоб можно было поставить потолще шнур, дабы увереннее форсировать вываживание и продирать зацепы, их на малых речках хватает. Мой ориентир размера голавлевого воблера для таких условий – от 4 г.

О снастях в условиях «домашнего ареста». Часть VII. Авторские воблеры

Многие из нас пробовали делать воблеры своими руками. Особенно сказанное касается спиннингистов моего поколения. В далекие теперь 80-е мы уже выделяли для себя воблеры как отдельный тип приманок, но – если не считать нескольких примитивных моделей – были лишены возможности их приобрести. Поэтому если хочешь ловить на воблеры – делай их сам. Я вот тоже делал и с большим или меньшим успехом на них ловил. Но – важная деталь – я изготавливал воблеры чисто для себя, а это несколько снижает требования к некоторым их характеристикам. К внешней отделке – уж точно.
А потом – наступили 90-е. Магазинные прилавки заполнились, в числе прочего – и воблерами. Потребность в самоделках вроде бы сошла на нет. Но некоторые наши товарищи продолжали делать воблеры своими руками – просто из любви к процессу и результату. Для себя. Потом – и для друзей. А в конечном итоге – и на продажу тоже. И постепенно на рыболовном рынке сформировался обособленный сегмент – «авторские воблеры». Сегмент очень небольшой, если оценивать его чисто по объемам. Но – неизменно привлекающий к себе внимание. Имена мастеров многим в нашей среде известны. Назову некоторых из них: Рустам Рамазанов, Анатолий Боровичук, Сергей Зябликов, Алексей Смирнов, Сергей Amati…
Я далее позволю себе поделиться некоторыми соображениями касательно авторских воблеров.
География. В мире это явление распространено по-разному в разных странах. Если брать на душу рыболовного населения, то Россия и Украина здесь не в лидерах. Много самодельщиков среди финнов и поляков. Но на первое место по этому показателю я бы поставил Сербию. Первое фото, что характерно, сделано в деревенском доме в сербской провинции – дома у местного мастера. Его воблеры идут в улет в Европе. И, кстати, на втором фото – воблер оттуда.
Типаж. В авторских воблерах некоторый акцент сделан на крэнки. Отчасти так потому, что материалом чаще служит дерево, а в него трудно «засунуть» какую-либо систему дальнего заброса, к которой мы уже успели основательно привыкнуть, когда дело касается воблеров класса минноу. Плюс отдельная тема – сербские силиконовые раттлины.
Индивидуальный стиль. Если вы более или менее знакомы с разными авторскими воблерами, то достаточно уверенно можете отличить близкие по форме и назначению воблеры, исполненные разными мастерами. Например, голавлевые крэнки от Зябликова и Рамазанова. Что я заметил, некоторые пользователи, что называется, подсаживаются на воблеры одного автора. Оно, понятно, отчасти субъективно, но если у вас стабильно ловят воблеры такого-то мастера, то от добра ведь добра не ищут.
Конкуренция с китайцами и японцами. Выше я уже отметил, что доля авторских приманок на рынке невелика. Японцы и особенно китайцы давят объемами, разнообразием модельных рядов, а также пиаром. Самоделки же продвигаются «из уст в уста», ну и в последнее время – через социальные сети. Однако случаются и курьезы. Помните, лет 8-10 назад возник ажиотажный спрос на «Винницкого Головастика»? А ведь редко кто и тогда, и теперь мог назвать японский крэнк, по мотивам которого этот воблерок был создан.
Качество исполнения. Если сравнивать авторские воблеры со схожими по типоразмеру и цене заводскими, то первые, как правило, выше и стабильнее по качеству. Оно и понятно: мастер дорожит своей клиентской базой. Но бывают и исключения. Помню, лет 15 назад у нас на выставке засветился некий польский «кооператив» - с малосерийными воблерами. Внешне они выглядели солидно, но по ходу рыбалки у каждого второго – вываливалась лопасть… Это я к тому, что если вдруг приглянутся какие-то авторские воблеры, погуглите на всякий случай отзывы.

О снастях в условиях «домашнего ареста». Часть VI. Воблеры Golden Mean

Лет шесть-семь назад я про эту марку еще ничего не слышал. Но вот, сначала, разжился лайтовой палочкой серии Lotus – и успешно ловил ею на Москве-реке окуней и прочую рыбешку. Заинтересовался, что такое вообще Golden Mean? Оказалось, что это дочерняя марка Ever Green. Еще любопытнее стало, когда прошла информация, что под этой маркой вскоре должны будут появиться и воблеры. Оно было интереснее, поскольку к спиннингам-то отношение более утилитарное, тогда как в воблерах присутствует масса нюансов и нюансиков, привлекающих особое внимание и вызывающих немало дискуссий в наших сообществах. Тонкая грань объективного и субъективного…
Началась воблерная программа Golden Mean с одной модели – MoonStruck 135. Этот воблер попал ко мне, пожалуй, поздновато. Ранее-то я много ловил с лодки на большой воде – помните мою статью «Философия 130-х»? Но потом стал делать это реже. А MoonStruck – он, как все минноу такого размера, любит простор. Тем не менее, у меня получилось заценить его в деле. MoonStruck я определил как воблер одного ряда с Бализонгом и Рудрой, а по крючкам в плане ловли щуки – даже, пожалуй, превосходящий их.
Когда ты знакомишься с новыми для себя воблерами, неизменно возникает вопрос: а насколько они оригинальны? То есть не копируют ли они какие-либо модели более известного брэнда, и нет ли в продаже точно таких же воблеров, но под другой торговой маркой? У Golden Mean здесь все чисто. Во-первых, я знаком с японцем-разработчиком – ловил с ним даже как-то с одной лодки. Во-вторых, я – пусть и немного со стороны, но наблюдал за процессом обкатки и доработки этих воблеров. Видел полуфабрикаты-предсерийники. А процесс этот не быстрый…
Серия крэнков Hellion. Основной объект, как несложно понять, голавль. Три варианта глубоководности – все мною быстро разловлены… Но если пара замечаний – большее, правда, личного характера.
Первое: в линейке Хеллионов не хватает более диповой версии воблера. Она бы точно пригодилась при ловле в городе с парапета. Да и в лодочной рыбалке на большой воде очень часто больше поклевок голавля и язя дает крэнк, идущий глубже.
Второе это размер. Хеллионы вроде как были задуманы больше под условия Чебоксарки и тестировались на ней же. Но в моем понимании, оптимальный для большой воды крэнк на голавля (плюс окуня и язя) это вес 7-8 г. Вроде бы разница невелика, но все же такой воблер и летит подальше, и рыба на него ловится в среднем покрупнее. Возможно, при принятии решения по размеру Хеллиона сработал тот же фактор, что и по моему Зеленому Китайцу от Косадаки. Это статистика продаж. Согласно ей, при прочих равных массовый рыболов из двух близких размеров воблера скорее предпочтет меньший.
Хеллионы – конечно, классные рабочие воблеры. Но я вот из всей воблерной программы Golden Mean гораздо чаще – с большим отрывом – ловил на «десятку» из серии Reveller. Уже хотя бы потому, что в принципе гораздо чаще ловлю на минноу, а размер 10 см – самый ходовой для меня.
Когда Ревеллеры только появились, им было сложно завоевать признание. Предложение воблеров со схожими характеристиками уже зашкаливало. Тем не менее, Ревеллер как-то сразу впечатлил и стал стабильно показывать результат. Я уже как-то писал про него. Тогда я определил этот воблер как «умеренно регулярный». Что означает, что в целом на ритмичном твичинге он идет правильным зигзагом, но эпизодически «сбоит», останавливаясь после очередного твича в наклонном положении. Причем эта особенность прослеживалась у всех Ревеллеров, что у меня были, что говорит о том, что такое поведение заложено разработчиком воблера осознанно.
А вот менее известный минноу от Golden Mean – Moon Temptation – в данном контексте следовало бы назвать «неумеренно иррегулярным»: он такие фортеля хаотичные на твичевой проводке выписывает! К минноу с такими особенностями многие относятся с подозрением. Но они часто «выстреливают» на запрессованных акваториях, где хищник уже основательно «поднаелся» более «регулярными» рывковыми воблерами.
Чего в сериях Ревеллер и Мун Темптейшн, на мой взгляд, не хватает, так это, опять же, несколько большего размера – где-то 120-125 мм. Если проект воблеров Golden Mean будет развиваться, то такие – пришлись бы очень кстати.

О снастях в условиях «домашнего ареста». Часть V. Воблеры Major Craft

Когда лет восемь назад просочилась информация о том, что под маркой Major Craft скоро, помимо спиннингов, будут выпускаться еще и воблеры, я поначалу отнесся к тому не очень серьезно. Оно и объяснимо: непрофильная тема – что называется, для ассортимента. Так мне казалось…
Но вскоре я их увидел в живую. Сразу понял, что это не «перепечатка», модели – оригинальные. Стало ясно, что для Мейджора обращение к воблерной тематике – не разовый порыв. Все осознанно.
Правда вся воблерная программа была на тот момент представлена всего тремя сериями: Zoner Minnow, Jerk и Crank. Но для начала это было, наверное, нормально.
Существенно позже я узнал идеологию создания воблеров Major Craft. Японцы провели опрос во всех странах, где у них имеются дистрибьюторы, касательно того, воблеры каких типов более востребованы у них в регионах. Ну и учли полученные данные при формировании модельного ряда.
Разумеется, прошло мининум времени, и я проверил полученные образцы в работе. Первым я сумел основательно разловить Зонер Крэнк – тот, что больше – 55-й. Крэнки такого размера нацелены в первую очередь на басса и только потом – на все остальное. Нет, несколько бассов я на 55-й действительно поймал. Но все же чаще я ловил на него крупного окуня, судака, щуку и жереха. С бассовыми крэнками по нашей рыбе – многие, уверен, с этим согласятся – не со всеми все складывается легко и просто. Но вот 55-й Зонер реально интересен нашим хищникам. Особенно я его отметил в «пауэр крэнкинге» - это когда воблер ведется со скоростью раза так в два выше «средней».
Зонер Минноу – вроде бы типичная твичевая щучья «минношка». Со щукой тут и впрямь все вышло, как и предполагалось. Но вот что стало сюрпризом, очень у многих из нас этот воблер вошел в топ по ночному судаку. Причем сказанное касается двух размеров Зонер Минноу – 90 и 110 мм. Здесь я бы заметил, что чисто по факту 110-й уже скорее относится к классу «130-х» минноу – и по весу, и по сопротивлению.
Проходит несколько лет, и у Мейджора выходят еще несколько моделей воблеров. Вторая, так скажем, генерация. И среди них – Зонер Крэнк Мини. Он стал для меня открытием (в своем сегменте) 2017 года. Сколько я на него «передушил» тем летом голавлей, окуней и язей! Помню, в начале у меня было четыре таких воблера. Когда я их последовательно отрывал, не сильно печалился, т.к. не сомневался, что в любой момент смогу восстановить статус кво…
Но когда я попытался восполнить потери, был ошарашен вестью о том, что выпуск Зонеров как минимум приостановлен, как максимум – прекращен. У японцев – какая-то своя, не понятная нам логика. Но здесь уж, что называется, хозяин – барин. Нам же остается жить воспоминаниями. «Аprendimos a quererte desde la histórica altura…», - как-то сразу приходит на ум. «Учимся ценить с исторических высот». Это я к тому, что для некоторых из нас Зонеры, пока они были доступны, были «одними из многих». А как пропали – народ стал за ними гоняться. Ну и цены на «вторичке» скаканули вверх. Впрочем, что-то подобное мы уже не раз проходили. Например, с Yo-Zuri Tiny Tip или Jackall Hamakuru Spider…
Вопрос теперь в том, насколько реально реанимировать воблерный проект от Major Craft? У меня нет, увы, внятной инсайдерской информации, но имеется ощущение, что шанс есть.

О снастях в условиях «домашнего ареста». Часть IV. Воблеры Mottomo

Философский вопрос единства и борьбы противоположностей – в отношении дорогих и бюджетных воблеров – можно поднимать бесчисленное количество раз. Но сегодня я постараюсь не делать акцента на сравнении тех и других. А просто расскажу о досупных большинству из нас воблерах – воблерах Mottomo. Почему именно о них? Ведь торговых марок, под которыми представлены в широком ассортименте приличные воблеры эконом-класса, много. Все просто. Во-первых, по Mottomo - больше практики. Если в цифрах, то воблеров этой марки у меня в общей сложности было где-то под сотню. Во-вторых, я сам имел некоторое отношение к подбору их модельного ряда и доработке некоторых моделей.
Все воблеры Mottomo можно разделить на три группы:
1) условно оригинальные. Это те, в которых не просматривается явное сходство с моделями дорогих брендов. Но они могут быть представлены под другими марками примерно того же ценового уровня;
2) близкие к оригиналу копии. То есть фактические клоны «японцев» за существенно меньшие деньги;
3) «отдаленно напоминающие». Модели, чем-то похожие на дорогие – японских марок, но в целом не претендующие на точность соответствия.
Самый, пожалуй, известный воблер Mottomo, отмеченный значком «хит продаж», Ostra 100 - относится к третьей группе. Остра внешне перекликается с Megabass Vision Oneten, но не совпадает ни с одной моделью этой серии ни по длине и весу, ни по плавучести, ни по крючкам, ни по «начинке». То есть это абсолютно другой воблер. Не просто так Остра проходит как «хит». Этот минноу ценен тем, что он очень легко управляем. Я всегда акцентирую внимание на отмеченном качестве рывковых воблеров, т.к. от него во многом зависит уровень популярности той или иной модели. В оригинале Остра – средне-плавающий минноу. Я обычно ее подгружаю – до состояния очень медленно всплывающего.
Гораздо меньше на слуху – другой моттомовский минноу – Tiron. Меня этот воблер впечатлил, когда я ловил окуня и щуку до кила на значительном течении, плюс – он хорошо показал себя в ловле ночного судака. Есть два момента. Первый: Тирон проходит как плавающий. В реальности же те три этих воблера, что у меня были, очень-очень медленно тонули. Второй: заглянув сейчас на сайт Угры, я обнаружил, что Тирон предлагается по очень вкусной распродажной цене.
Раттлин (виб) Saltar выглядит неказисто, но не будет преувеличением сказать, что он уже лет пять занимает едва ли не первую строчку по популярности среди всех воблеров данного типа. Основное (для размера 60) – ловля серьезного «белого» хищника на большой воде.
Aringo 130 и Leo 90 – качественные копии известных японских воблеров. Зачастую на них ловится лучше, чем на оригиналы. Почему так происходит – мы этот вопрос уже не раз обсуждали. Во многом это момент психологии: не всякий из нас рискнет кинуть дорогого «японца» в проблемное место. С копией – такое решение дается легче.
Boca 90. Очень рабочий окуневый шед. Есть тонкость. 90 – это общая длина воблера, вместе с лопатой. Более привычная нам длина только тела – 60-65 мм, т.е. воблер – в самый раз для окуня среднего размера.
DJ Crank. Летом и в сентябре очень хорош при собирании окуня по площадям. Кроме базовой равномерной проводки, работает и на твичинге.
Wrestler 50. «Усредненный» крэнк-универсал. По размеру он оптимален для ловли «всего подряд»: окуня, «белого», щуки и судака.

Ночной судачинг. Выбираем воблеры

Складывается впечатление, что из столичных спиннингистов сейчас только самые ленивые не ловят в темное время судака на воблеры. Благо, в декабре это самое время начинается незадолго до 17 часов и длится до начала девятого. Когда лет семь назад этот вид рыбалки, что называется, пошел в массы, оно было с воодушевлением воспринято в торговых точках, т.к. висевшие всю зиму без движения воблеры вдруг начали бойко так продаваться. Сегодня я бы хотел поговорить о них, о воблерах. Коротко – можно сказать, тезисно – обозначить основные моменты.
Тип. 90% воблеров, на которые мы ночью ловим судака, это минноу. Иногда – шеды. Я вот, например, неплохо ловил на шед Lucky John Anira. Можно ловить и на раттлины. Но уж больно они «цепучи» в условиях МР. Если все-таки надумаете ловить на раттлины, то поменяйте на них тройники, на двойники, смотрящие жалами вверх.
Размер. Самый ходовой – 100-110. А так – от 65-х (Pointer и подобные) – до 130-140-х («Коты» и др.). Хотя мне вот удавалось ловить судака на двушник на воблер длиной 58 мм, мельчить я бы не советовал. Маленький воблер и закидывется плохо (часто это критично), и менее заметен для рыбы, и на него чаще вешаются «стеклянные» микро-судачки. Увлечение же 130-ми пришло в ловлю ночного судака сравнительно недавно – когда стало, во-первых, ясно, что такой размер вполне по зубам судаку уже граммов от 700, а во-вторых, оказалось, что на некоторых участках акватории дальность заброса играет определяющую роль.
Плавучесть. Когда мы ловим судака чисто равномерной проводкой (бывает, что именно она дает больше поклевок), эта характеристика воблера имеет минимальное значение. А вот при проводке с остановками роль плавучести может оказаться решающей. Средне- и быстровсплывающие минноу здесь лучше вообще исключить.  Что же до всех остальных, то вроде бы оптимальными должны быть зависающие в паузу суспендеры. Но у меня не раз бывало, что тонущие – давали заметно больше поклевок на остановках. Тут можно вспомнить хотя бы старенький Lucky John Magic Sinker или более свежий Lucky Craft Lightning Pointer.
Цвет. В первом приближении – по барабану. Но все же воблеры со светлыми спинкой или лбом предпочтительнее. За счет городской иллюминации ночь на МР больше похожа не на ночь, а на плотные сумерки. Поэтому светлую спинку рыболову сверху, особенно, если ловить с набережной, видно. Это важно. Визуальный контроль.
Рабочий горизонт. Есть мнение, что воблер на проводке должен то и дело чиркать по дну – что это вроде бы провоцирует больше поклевок. Честно говоря, я сам такого не замечал. Вот больше зацепов на чиркающей проводке – это факт. Так что лучше не надо. Тем не менее, рабочий горизонт воблера важен. Если воблер идет слишком высоко, это тоже плохо. Правильно – вполводы. Это понятие – «вполводы», впрочем, очень растяжимое, с широким плюс-минусом, но идея, надеюсь, понятна. Как и то, что в разных местах оптимальными будут воблеры с разными рабочими горизонтами. В зависимости от глубины и высоты позиции рыболова над водой.
Ценник. Момент важный, уже хотя бы потому, что в ночном судачинге трудно избежать потерь воблеров. Правда за прошедший уже почти весь декабрь я не оторвал ни одного, но это скорее везение. Бывает, что за одну рыбалку оставляешь по три воблера. Это я к тому, что в этом виде ловли важно «соблюсти баланс» между «китайцами» и «японцами». В роли разведчиков использовать те воблеры, что подешевле. А дорогие – пускать в дело в уже проверенных местах.

Три степени «левизны» в современном воблеростроении

Наверное, и среди ваших знакомых найдется хотя бы один человек, признающий только оригинальные (ну, оригинальнее просто не бывает!) воблеры. Хорошо, когда вы можете себе это позволить. Если так, то или у вас денег куры не клюют, или вы про-стаффер на обеспечении, или просто ловите редко. Ибо у активно практикующего рыболова в сезон средний расход воблеров 5-6 штук в месяц. Добавьте сюда еще несколько, которые «почему-то не заловили», тогда при характерной нынешней четырехзначной цене «японца» это будет примерно четверть средней по стране зарплаты. Жена узнает – метнет скалку. И будет, в общем-то, права.
Как следствие такого положения дел, абсолютному большинству из нас приходится в принципе забыть про «японцев». Многие ведь ловят себе спокойно на «безродных китайцев» и не парятся. Но многие другие – все-таки ищут компромиссный вариант – этакую золотую середину. И находят ее в копиях, репликах, клонах (выбирете слово, что больше нравится) дорогих японских воблеров. Почему я об этом вновь вспомнил? А потому, что на днях один из таких «клонов» сделал весь результат рыбалки. Что само по себе не сильно удивило, т.к. оно случалось и ранее, но дало импульс – разобрать тему несколько детальнее.
Я бы разделил воблеры-копии на три обособленные группы. Первая – это чистый фальсификат: когда и внешний вид воблера, и надписи на нем, и упаковка – все как у оригинала. Только воблер – «левый». Я год или два назад давал фото фальшивого Бализонга, в сравнении с настоящим.  И продаются такие - чаще в ларьках на рынках, где торговца за ж*пу за такое редко когда берут. А если в магазинах, то соблюдая «конспирацию». Ибо органы, случается, наезжают. Прецеденты мне известны. О рабочих свойствах таких воблеров можно только догадываться. Но если называть вещи своими именами, то это – криминал. По мне, с такими – лучше вообще не связываться.  
Вторая группа – это весьма-весьма точные копии «японцев», которые идут именно как копии. Впрочем, многие пользователи таких воблеров этого даже и не знают. Например, вот Kosadaka Ion – далеко ведь не каждый, у кого есть в работе воблеры данной серии, сможет назвать серию японских воблеров, послужившую объектом копирования. То же можно сказать и про Strike Pro Montero. И, что характерно, воблеры этой группы часто продаются в одном магазине с японскими оригиналами. Тем самым покупателю честно предлагается выбор: или сам «японец», или китайский, максимально близкий его клон, но раза в два дешевле. Люди, близкие к коммерции, утверждают, что такой подход дает рост продаж и копий, и, что удивительно, и оригиналов тоже.
Наконец, третья группа. Она – самая, пожалуй, интересная. Возможно, помните – я рассказывал о том, что на трех из четырех воблерных фабрик, которые я посетил под Вэйхаем, видел воблеры, похожие на One Ten? И, что важно, все они отличались и от оригинала, и один от другого. Отличались деталями: немного – размером, расположением крючков, структурой внутренней огрузки, мерой плавучести… И таких моделей – очень много. Та же Mottomo Ostra, воблеры, исполненные по мотивам Pointer – от Lucky John, Caiman и Merega. Понятно, что по своему поведению они отличаются от оригиналов. Но по мне, это-то как раз и интересно. Не в том смысле, что «на «японца» и конюх поймает, а ты попробуй – на похожего «китайца»… Просто сколько было историй, когда «китаец» ловил реально сильнее. Отчасти это, конечно, потому, что с «китайцем» чувствуешь себя раскрепощеннее – не так давит опасение его оторвать. Но и просто элемент интриги: получится поймать на воблер с не самой дворянской родословной или нет? Уже чисто поэтому я примерно в 70% случаев ловлю на «китайцев», и в половине из них – на исполненных «по мотивам». И в общем-то, получается.

П.С. Сегодня вот опять всю рыбу поймал на воблер из «третьей группы».

Golden Mean Reveller: преимущество «по очкам»

Позавчерашняя «язевая» рыбалка была примечательна тем, что в ней одна приманка – вертушка от Miari – победила всех конкурентов, что называется, нокаутом. Но так бывает очень редко. Гораздо чаще мы ловим в течение какого-то периода, тасуя приманки, подмечая для каждой из них более или менее удачные рыбалки. В итоге получаем, образно говоря, сумму баллов. И тут оказывается, что какая-то одна из них получает по результатам где-то пары десятков однотипных рыбалок «преимущество по очкам». Среди моих воблеров типа минноу по результатам последних пары сезонов это в первую очередь относится к  Ревеллеру от Golden Mean. Вот хотя бы вчерашняя рыбалка: из семи рыб, у меня клевавших, пять – клевали именно на него.
Показательно, что с год назад у меня было пять Ревеллеров, теперь – остался один. Да, я часто ловлю в проблемных местах. Но воблеры – уже писал о том в деталях – теряю редко. Тем не менее, за год четыре – «ушло». Это говорит об интенсивности пользования.
Вообще, Golden Mean – любопытная марка. Ассортимент небольшой – в модельном ряду не «заблудишься», но все очень рабочее. Правда первым в ряду был 135-й MoonStruck, но я сам редко попадаю в удобные для его применения условия. Но потом появились Ревеллеры, и тут прорвало!
Не знаю точно, какую идею вкладывал в 100-й Ревеллер разработчик (хотя я ловил с этим японцем на Чебоксарке), но получился, по нашим разумениям, чисто щучий, очень рабочий среднего размера минноу.
По особенностям хода на твичинге я бы определил Ревеллер как «умеренно регулярный». Он вроде бы попеременно рыскает вправо-влево, вправо-влево…, но в какой-то момент «спотыкается». Напомню, что у Golden Mean есть еще минноу Moon Temptation, который «спотыкается», будто пьяный, через каждый шаг. Такое поведение определенно заложено разработчиком. Но оно вызывает у среднего спиннингиста вопросы. С этой точки зрения, Ревеллер проще в понимании и технике анимации.
Что еще стоит отметить, у воблеров Golden Mean пока нет бюджетных реплик. В общем, оно понятно: марка относительно недавно на рынке. А китайцам нужно время, чтобы сориентироваться. Едва ли они это сделают быстро.

Страницы: 1 | 2 | След.