В Европе есть всего несколько стран, где развито внутреннее производство воблеров – большей частью мелкосерийное, под минимум полудюжиной марок. Это Финляндия, наверное, еще Польша и, конечно, Сербия. Сербию здесь, думается, можно поставить на первое место. В стране не менее 15 таких производителей – по крайней мере я столько, не особо стараясь найти всех, насчитал. Это и довольно крупное производство, как, например, Calypso или Goldy, и продукция мастеров-индивидуалов, которая известна не только в самой стране, но и за ее пределами.
Для меня самыми первыми сербскими воблерами были Ugly Duckling. Я их еще в 90-е с десяток получил в качестве гонорара за статью в местном журнале. Потом эта марка пережила несколько перетрубаций, начиная с вынужденного ухода ее основателя. Что представляет Ugly Duckling сейчас, можно только догадываться. Зато вот воблеры попроще – те же Calypso и Goldy у нас много кому сейчас знакомы. Особенно голавлево-окуневые крэнки. Ловят исправно, ценник – очень щадящий…
Их антиподы – авторские воблеры ручной работы – например, Mato или воблеры от Горана Лазовича. Сразу замечу, что я ими сам почти не ловил, но знаю людей, которые заказывают такие воблеры с 4-значным (в рублях) прайсом, т.е. дороже иных «японцев», и готовы ждать исполнения заказа по несколько месяцев. Наши в Сербии берут «антибюджетные» воблеры в основном под тайменя и под камчатских лососевых. Европейцы – под море.
Но больше всего меня впечатлило то, что многие сербские спиннингисты практикуют изготовление воблеров не столько на продажу, сколько для себя и друзей. Может, такие смотрятся не вполне «товарно» (на фото), но ведь ловят исправно.
При некотором навыке сербские воблеры можно узнать – выделить их на фоне тех же, например, польских, финских и или еще каких. Так, для сербских составников характерна резкая «асимметрия»: хвостовой сегмент сильно меньше головного. Такой типаж, понятно, возник не просто так, он вырабатывался годами. Такие составники особенно хороши для рек с довольно сильным течением.
Но в комментах они проходят. См. ниже.
Насчет суспендеров - точно не скажу. Но слабо плавающие минноу от Калипсо у меня есть.
По материалам : из пластика проще изготавливать.
Бальса - недешевый материал, к тому же при многократных "прикусах" хищника - теряет свои свойства. И по дереву : осина - "вредный" материал : тяжело её обрабатывать, приходится доп. смачивать и затем дошлифовывать,чтобы обеспечить гладкую поверхность .
Ну а от сербского Alex, у меня в наличии до сих пор три модели, пользующиеся у хищника спросом : Ritmo, Tango и Costa.
" У воблеров Alex стандартная конструкция:
спаянные в тело приманки металлические провода, которые не дают ей деформироваться, придают изящный контур и обеспечивают балансировку. Лопасть у воблеров сделана из высокотехнологичного полимера; по форме она широкая, длинная и тонкая. Благодаря использованию пропитанного дерева и нескольким слоям специального запатентованного покрытия воблеры чрезвычайно водостойкие, даже если побывали во рту у острозубого хищника."
Не исключено, что вскоре в разряд раритетных попадут.
Но не суть. Если бы с тополем возникали проблемы, на воблеры Горана не было бы записи на месяцы вперед.
Любители изготовления самодельных воблеров наверное в курсе.
Еще замечу, что в Литве воблеры Айсе изготавливались из березы и ольхи. Судя по тому, что они успешно продавались еще и под марками Гордон Гриффитс и ДАМ, это тоже был неплохой выбор.
Идут, но далеко не все : не нужно обобщать.
У меня есть Рапала "маде ин Ирландия". Как бы тоже не страна оригинального исполнения. Ничего. Ловит.
"Латвия" в другой модели тоже есть. И тоже ловит.