Представьте себе картину. Начало 80-х. Небольшая свалка производственных отходов на территории закрытого авиационного завода. В обеденный перерыв сюда время от времени наведывается человек в очках и при галстуке. Что-то высматривает, подбирает, заворачивает в газетку и уносит…
Это был мой отец. А предметом его интереса были обрезки листового цветмета, которые все равно в те годы оправлялись бы на большую городскую свалку. А так - у меня появлялось сырье для блесностроения. Я ведь в основном не вертушки делал, а колебалки. А для них металла нужно было больше.
Это я существенно позже стал понимать, что если что и было в советское время у нас конкурентоспособное из товаров рыболовного ассортимента, так это именно колеблющиеся блесны. Они ведь предельно простые, в их исполнении сложно накосячить… Но тогда я очень предвзято воспринимал заводские колебалки. Не столько в плане «механики», сколько из-за покрытия. Я, во-первых, нюансам оттенков уделял пристальное внимание – этому меня научили в книжках. Во-вторых, никелированные и желтые «биметаллические» блесны устойчиво попадали у меня в разряд «плохих» по оттенкам. Ну и уже в силу этого две трети моих колебалок были сделаны моими же руками – из того самого цветмета с отцовского завода. Преимущественно – из латуни.
Часть блесен я оставлял чисто латунными. Причем никогда не зачищал их и не пассивировал. Покрытая пленкой окислов, латунь давала такой приглушенно-матовый блеск. Другие – я облуживал. Причем не чистым оловом, а припоем. Мотивация была та же: блесна не должна была, в моем понимании, излишне блестеть. Наконец, некоторые колебалки я чернил. Делал это по самим же придуманной технологии: покрывал блесну олифой и потом держал на высоте над газовой плитой. Получалось такое прочное «лаковое» покрытие.
У меня было два основных стандарта колебалок. Из металла толщиной 2 мм – для Оки, и 1 мм – для торфяников. Вес, соответственно, 22-25 и 10-14 г. Эти две, что на фото, - «окские».
Некоторые блесны старался делать аккуратно – красивыми. Но основную массу – по упрощенной технологии. Расходник все-таки.
В 80-е годы я как минимум три четверти всех своих щук поймал на колебалки.
К стати, джиг в том виде в котором мы ловим, он в таком виде только у нас, в большинстве случаев.
Так что, колебалка, это скорей уходящий вид техники, чем артефакт ...
Насчет джига. В прошлом году ловил во Франции. Сам был несколько удивлен, что многие французы практикуют чисто нашу "ступеньку".
Летят плохо - из 0.8мм, а "осыпаются" долго, красиво и провоцирующе.
Никогда у меня особо не ловилось на большие колебалки, а как сам стал делать планирующие и вести их высокой джиговой ступенькой, так дело пошло!
Но к сезону 2017 затарился вертушками, думаю и колебалки не за горами.