Рыбалка за тремя перелетами: к итогам павон-мундьяля

Послевкусие

Начну с конца. Мне за последние десять лет довелось поучаствовать в семи чемпионатах мира (все, кроме одного, по ловле басса). Многое, понятно, успело подзабыться, но я очень хорошо помню свои эмоции по каждому чемпионату, что называется, on the next day, то есть когда первая, в чем-то неадекватная, реакция успела сойти на нет, но впечатления еще абсолютно свежие и незамыленные. Я бы назвал это «послевкусием». Бывало оно всяким, начиная от эйфорического восторга и кончая почти физической потребностью, прошу прощения, набить кое-кому морду.

Эти строки я пишу на борту самолета рейса Каракас — Рим. Времени, чтобы упорядочить свои роящиеся мысли на белом экране нетбука, более чем достаточно. Первое, что бы я отметил, это очень спокойное восприятие того, что в итоге получилось. Мы не везем с собой ни одной медальки, но и чувства стыда или обиды нет. Наше шестое (а по факту — скорее пятое) место вполне соответствовало если не раскладу сил, то ходу турнира. Счет, что называется, по игре. Хотя надежды на большее, конечно, были.

Пролог

На прошлогоднем чемпионате мира в Италии я обменялся визитками с членом команды Венесуэлы Анхелем Веласкесом. Не просто так, а именно потому, что следующий мундьяль должен был состояться именно в его стране, а объектом ловли выступал пикок-басс, или павон, — рыба, нам совершенно не знакомая. Чуть позже я списался с Анхелем, он охотно согласился устроить нам рыбалку на арене предстоящего чемпионата. И в январе мы с Георгием Леневым отправились в дальнюю дорогу до города Сьюдад Гуайана.

Анхель оказался не только рыболовом экстра-класса, но и очень хорошим наставником. От него мы узнали немало тонкостей ловли павона, плюс в моем навигаторе появилось три десятка перспективных точек, найти хотя бы минимальную часть из которых самостоятельно за один день тренировки перед чемпионатом не было никаких шансов.

Пожалуй, самым важным итогом той поездки стало понимание приоритетов при выборе приманок. На первом месте — крупные минноу, на втором — «вентиляторы» (пропбейты). Просто во всех «официальных» источниках информации (и у самих венесуэльцев тоже) расклад был обратный — именно «вентиляторы» проходили как первый номер. Но мы очень хорошо умеем твичить. И это был единственный шанс навязать хозяевам свою, «асимметричную» игру.

Акватория

Река Карони, на которой расположено водохранилище Каруачи, да будет вам известно, превосходит местами по расходам воды нашу Волгу, например, под Казанью. Иными словами, масштабы водоема более чем серьезные. Впрочем, для бассовых катеров с их скоростями порядка 100 км/ч это не минус, а скорее плюс — есть куда «разбежаться».

Когда Каруачи заполняли, никому и в голову не пришла мысль о том, что подлежащие затоплению участки стоило бы подчистить. Поэтому огромное количество деревьев осталось стоять или лежать в воде. Это, собственно, и определяет наиболее характерный тип акватории водоема: рыба в основном сосредоточена в частоколах и завалах из древесины, и павон в первую очередь. Температура воды колеблется в диапазоне 27–32 градуса. Когда берешь рыбу рукой, она кажется горячей. А как вы хотели? Мы же почти на экваторе!

Команда

Так получилось, что половина основного состава нашей бассовой сборной примерно в те же сроки была задействована на серьезном турнире в Италии. Поэтому на пикока команда поехала в сильно обновленном составе, что было правильно не только как вынужденная мера, но и само по себе. Сборной нужна «свежая кровь», поэтому к матерым Сергею Титову, Кириллу Грибкову, Дмитрию Брылеву и автору этих строк добавились Денис Вихров, Александр Иванов и Денис Демидов. На мой взгляд, состав получился близкий к оптимальному именно для ловли павона — с учетом предпочтений по технике ловли членов команды.

Спонсоры

Чемпионат мира по ловле басса — удовольствие само по себе недешевое, тут один только перелет (тройной!) чего стоит. Успех (да и сам факт) поездки команды во многом зависит от того, удастся ли набрать должное количество денег. Другими словами, насколько спонсоры готовы финансировать участие сборной в чемпионате.

Не скажу, что от спонсоров нет отбоя, но с некоторых пор на финансирование ими бассовой команды грех жаловаться. Им это явно выгодно. Спонсоры делятся на профильных (то есть рыболовных) и непрофильных. В роли первых выступили Major Craft, Sunline и Lucky Craft, в роли вторых — наш традиционный партнер МТС, а также Национальная страховая компания.

Тут я отметил бы одну очень важную деталь. Обычная практика такова, что, когда спортсмены ловят на спонсорские снасти, результат выходит хуже, чем если бы они ловили на те, к которым сами привыкли. Но турнир в Венесуэле получился нетипичным. Почти всю свою рыбу мы поймали на спонсорские воблеры Lucky Craft Pointer и Ever Green Side Step! И это легко проверяется, поскольку весь процесс ловли был заснят на видео.

Соперники

Заявки на участие в чемпионате подали девять стран. Кроме нас и, разумеется, хозяев это Мексика, Испания, Хорватия, Италия, Германия, Португалия и Свазиленд. Сейчас уже никого не смущает, что заглавной рыбы турнира нет в абсолютном большинстве этих государств. Уровень мастерства участников настолько высок, что говорить о тотальном преимуществе одних из них над другими не приходится. Тем не менее именно венесуэльцы на «своем поле» изначально были фаворитами, ну и мексиканцы, у которых ловля павона очень популярна, тоже считались претендентами на медали. Интрига была в том, кто из остальных составит им реальную конкуренцию.

Тренировка

Мое знакомство с водоемом, состоявшееся в январе, определенно принесло пользу, однако в ловле любой рыбы нужно учитывать сезонность ее поведения, для чего необходимо иметь о ней представление, а с этим у нас было как раз не очень, и единственный тренировочный день надо было использовать с максимальной эффективностью.

…Мы распределили акваторию между экипажами на три участка. Нам с Грибковым выпала нижняя часть Каруачи. Сразу насторожило, что со старта ни одна из других лодок не пошла в том же направлении. Как я потом понял, это драйверы катеров, хоть они и призваны соблюдать нейтралитет, все-таки дают участникам какие-то подсказки. И все, кроме нашего, дали своим понять, что внизу делать нечего. А наш экипаж «убил» полдня на то, чтобы прийти к данному выводу самостоятельно. Нижние точки не работали. Это определенно был мой промах — я не сумел с самого начала расположить к нам драйвера, чтобы он был не просто извозчиком, но и гидом…

Экипаж Титова, напротив, прошелся по верхним точкам и их окрестностям. Итогом разведки стала оценка ситуации где-то между приподнятым оптимизмом и эйфорией. Павон клевал почти везде в мало—мальски подходящих местах, особенно с утра.

Наверное, было бы лучше что-то среднее — где-то в пределах десяти-пятнадцати акцентированных поклевок на экипаж за тренировку, чтобы в последующие игровые дни не гадать, но и не разбрасываться.

Дырка в подсачке

Формула бассовых чемпионатов такова, что от одного экипажа в туре принимается пять рыб (точнее, не более пяти). Поймать пять «хвостов» называется «закрыться». Вопрос всегда стоит так: стоит ли именно закрываться, то есть делать акцент на мелкую рыбу (минимальный допустимый размер это 30 см, или примерно 500 г) или же стараться ловить крупную? Мы с Грибковым выбрали первое, хотя и надежда на то, что нам «влетит бонус», то есть рыба от 3–4 кг, была. Бонус не влетел, но мы закрылись. Однако на финише — первое впечатление было именно такое — вмешалась какая-то черная магия: мы вынули из аэратора катера пять рыб, а на взвешивании их оказалось только четыре! Потом все же выяснилось, что один из павонов улизнул через дырку в сетке подсачка, в котором мы несли улов к весам. Обидно было до жути! В результате этот эпизод стоил и команде, и нашему экипажу одного места в итоговом протоколе.

Два других наших экипажа отловились в первый день лучше. Вихрову и Брылеву удалось поймать по бонусной рыбе. В целом командный результат первого дня был не очень, но отрыв от тройки лучших был минимальным. Он принципиально отыгрывался.

25% — на большее рассчитывать не стоит

В ходе январской поездки у меня было четыре шанса взять павона от 5 кг и выше. Реализовать удалось один. Анхель сказал, что это нормально. Крупный павон — рыба очень сильная и резкая, часто засекается снаружи рта. Вокруг — коряжник… Это я к тому, что если делать ставку именно на крупного, неприятных эпизодов не избежать. Мы с Грибковым во второй день пошли тем же путем, что и накануне, то есть предпочли в первую очередь закрыться, и в общем, в том преуспели: экипаж оказался лучшим среди наших трех. А два остальных сделали ставку на крупную рыбу, но с бонусами им определенно не повезло. Команда откатилась на неприятное седьмое место, и шансы оказаться с призами стали почти призрачными.

Мы допустили в этот день один принципиальный тактический просчет. Экипаж Титова накануне нашел один залив. Рыбы там было явно много, и вроде как про него никто не знал. Решено было оставить данное место на третий день, когда общеизвестные точки будут «зачищены» и остро встанет вопрос, где найти свежую, не «наколотую» рыбу. И это было бы правильно, если бы не одно «но». Оказалось, про тот залив знали практически все, и семь-восемь экипажей от разных команд «косили» в нем павона с самого утра второго дня. Наши же пришли к шапочному разбору…

Наш «гол престижа»

Третий день для нас уже вроде стал формальностью. Речь шла о том, какое мы займем в итоге место — с пятого по седьмое. Но никто и не думал расслабляться. Вышли на старт с настроем всех порвать. Всех, сразу скажем, не удалось, но этот день стал определенно лучшим для нашей сборной. Мы с Грибковым, по сложившейся, но не очень понятной традиции, не увидели в первые полтора часа ни поклевки. И в какой-то момент решили просто уйти в свободный поиск. Здесь надо сказать-таки спасибо нашему драйверу Ренато — он дал нам наводку на участок, где накануне хорошо отловился экипаж из Свазиленда. Но это само по себе ничего не гарантировало. Однако должно же было к нам когда-то прийти suerte (везение) — и оно пришло.

…Заходим в неглубокий залив с относительно редкими коряжками. Я работаю «легкой» снастью, если так можно назвать спиннинг теста до 42 г. И в какой-то момент павон садится! Сразу следует рывок метров на пятнадцать с визгом фрикциона, пара «свечек», затем «перетягивание каната» туда-сюда. За что реально опасаюсь, это за крючки: воблер-то Side Step небольшой, и тройники у него соответствующие. Но вот павон у борта, Кирилл подхватывает его подсаком, тот складывается, но рыба все равно в сетке! На воблере остался один тройник. Второй куда-то улетел, третий — у павона во рту с разорванным заводным кольцом. Но это уже детали, главное — результат!

Сразу же стартуем — везем павона на взвешивание. 7 кг 190 г! Тут же отпускаем. Для непосвященных замечу, что на чемпионатах мира и других серьезных бассовых турнирах в зачет идет только живая рыба, которая после взвешивания возвращается невредимой в водоем.

До конца тура имеем еще один шанс: у Грибкова садится примерно такой же павон, но заводит за коряжину и сходит. Все равно хорошо. Помните про 25%? У нас 50. Собственно, поймай мы еще одного большого — это мало на что повлияло бы. Важнее было поймать что-то серьезное двум другим нашим «двойкам», но — увы! — не вышло.

Свази, которые прыгнули выше головы

Не все, кто читает эти строки, имеют хотя бы минимальное представление об этом малюсеньком государстве, затерявшемся где-то на юге Африки. Но в Свазиленде есть басс, и есть несколько десятков человек, фанатично увлеченных его ловлей. Уже четвертый год свази ездят на чемпионаты мира, расстояния их ничуть не смущают. Люди это очень открытые и доброжелательные. До сих пор у них не было одного — медалей. И вот из Венесуэлы свази уехали с серебром! Этот результат сильнее золота хозяев, которым, конечно, надо отдать должное — они выиграли заслуженно. Но второе место свази чем-то сродни нашей победе в 2008 году на Гарде. Никто не верил, но тем не менее.

Третьему месту мексиканцев никто не удивился.

Павон — это моя рыба

Позади несколько дней колоссального эмоционального и физического напряжения. Ловля павона — это вам не шахматы. Мышцы болят от беспрерывного «мотыляния» и дергания массивных воблеров, вестибулярный аппарат еще долго будет приходить в норму после постоянного балансирования между торчащими из воды деревьями на моторе-подруливателе.

Мнения членов нашей команды относительно того, имеет ли смысл и дальше уделять внимание, если к тому сложатся обстоятельства, ловле павона, разделились. Мне вот такая рыбалка определенно по душе. Силовая, динамичная, активная. Выпадет еще шанс поехать на павона в Венесуэлу или еще куда — воспользуюсь непременно. И вам советую.