Плетеные шнуры. Четверть века ч.2
Вопрос метража
Моя самая первая плетенка, купленная по очень, как мне тогда казалось, антигуманной цене, была в размотке
Когда я ловил на моно, мне размотка в
С переходом на дорогую «нитку» – устраивать перестало. И тогда я обратил внимание на то, что шнуры продаются и в больших размотках. И, во-первых, цена, в пересчете на метр, большей размотки оказывается ниже, а во-вторых, я пришел к заключению, что переход от 100 к
…Я в этой связи вспоминаю своего партнера по команде «Спартак» Андрея Большакова (светлая ему память!). Он был редким аккуратистом в мелочах и перед каждым днем соревнований по спиннингу непременно перематывал шнуры на катушках. Нет, Андрей не менял их так часто на новые, а именно просто перематывал туда-сюда. Смысл заключался в следующем. Если у вас на шпуле намотано шнура с избытком (более
шнура, оказывается не очень ровной. Внешне на заполненной шпуле это не всегда видно, но все равно такие вещи порою оборачиваются неприятностями. Меньшее зло – небольшое снижение дальности заброса, большее – сброс «бород». Причем «борода», которая слетает именно по этой причине (из-за неровности нижних слоев), образуется часто не на первом десятке-полутора метров от конца шнура, а существенно дальше, что, как вы понимаете, гораздо неприятнее.
Еще вот что – даже, наверное, чаще – влечет за собою такого рода последствия, это врезание шнура в нижние слои на зацепах. Точнее, даже, пожалуй, не столько само врезание, сколько сопровождающее его вдавливание, которое выглядит как этакая полукольцевая ложбина, остающаяся на нижних слоях шнура. Собственно, именно для исправления такого рода дефектов намотки Большаков и перематывал «плетенку»…
Какой из всего этого следует вывод? А такой, что размотки в
Если вы начали ловить на джиг не неделю назад, а несколько раньше, то должны, наверное, знать, что существует четыре способа отслеживания ступенчатой проводки: два – тактильных и два – визуальных. Тактильные – это по ощущению «в руку» через удилище и, при ловле кастинговой снастью, т.н. проводка «через фигу». Но мы сегодня о них не говорим, потому что на практике визуальный контроль используется чаще, особенно это касается малых весов.
Контроль визуальный – или по вершинке, или по шнуру. Скажем несколько слов (ну, несколько, потому что это сегодня у нас не основная тема) о том, что по вершинке. Кто постарше, должен помнить, что в конце 90-х был всплеск производства «палок» с цветными вершинками – именно для того, чтобы было легче следить за проводкой глазом. Тогда эти спиннинги меньше всего были ориентированы на российский рынок – с нашим пониманием джиговой ловли, но вот в той же Европе были популярны «родственные» разновидности техники – ловля на снасточку Драшковича, например, поэтому кончики многих спиннингов тогда красились в ярко-алые или лимонные цвета.
Но потом последовал откат. Лет так на восемь-десять предложение «красноконечных» спиннингов очень заметно просело. Думаю, что повлияло общественное мнение – многие из нас теперь считали, что хороший спиннинг должен все передавать «в руку», а крашеная вершинка – это чистая китайщина – признак того, что спиннинг «глухой» тактильно.
С этим были согласны многие, но не японцы, которые во многих своих рок-фишевых сериях возродили яркие вершинки, отталкиваясь от того, что проводка головки в 1,5-
Хотя, если говорить честно и откровенно, те же полтора грамма по вершинке, даже если у вас в руках правильный рок-фишевый спиннинг, отслеживать порою получается с большим трудом. Поэтому-то и тонюсенькие рок-фишевые шнуры часто бывают исполнены в заметном ярко-розовом цвете – дабы облегчить рыболову слежение за проводкой и восприятие поклевки.
Но рок-фишинг – это совсем уж крайний случай, то есть не показатель. Тем не менее, будучи в рыбалке рационалистом, то есть выбирая для решения той или иной проблемы наиболее простой и эффективный путь, я практикую слежение именно по шнуру, а не по вершинке или тактильно - где-то в трех случаях из четырех и в более тяжелых тестовых классах. Для многих такой расклад почему-то оказывается откровением. Поэтому есть резон разобрать данную тему в деталях, даже, может, немного позанудствовать. Оно того, поверьте, стоит. Попробуем обозначить основные моменты, определяющие приоритет слежения за джиговой проводкой по шнуру, и дать кое-какие рекомендации, как сделать так, чтобы его облегчить.
Но однажды мне удалось найти простейшее решение, которое радикально облегчило контроль проводки. Сразу после заброса я окунал на мгновение вершинку спиннинга в воду, после чего леска оказывалась, как бисером, унизанной мелкими капельками воды, и эти капельки позволяли ее видеть.
Позже я практиковал этот метод с монофильными лесками практически всегда. С флуоресцентными – эффект, разумеется, был более выраженным. И вот как-то на чемпионате мира по бассу, где ловить приходилось на флуорокарбон, наш гид Элио Канути долго наблюдал, потом не выдержал и спросил, зачем это я сую вершинку в воду? Когда я объяснил, он, сам сильный рыболов и спортсмен, выразил искреннее изумление: как все, оказывается, просто, а он-то и не знал!
Метод «окунания» иногда бывает полезен и с плетеными шнурами, но визуальный эффект в данном случае слабее, чем с моно.
Характерно, что спасжилеты, куртки дорожных и путейских рабочих имеют ярко-оранжевый окрас. Объясняется это просто и понятно: именно этот цвет более других заметен на том фоне, на каком обычно оказываются люди в таком облачении. Будь то вода, снег, лед или «зеленка»…
В нашем с вами случае оранжевый и близкие к нему цвета тоже очень неплохо заметны на фоне той же воды, растительности и пр. Но есть два нюанса. Первый - у многих из нас есть предубеждение против таких ярких шнуров – возможно, отчасти обоснованное. Второй - довольно часто мы располагаем спиннинг так, что как раз светлые, яркие тона различаются хуже, чем более темные. Именно из-за фона. Если более конкретно, то в джиговой ловле, особенно береговой, важно бывает для более качественной проводки поднять вершинку спиннинга повыше. Тогда шнур мы видим на фоне светлого неба, и лучше всего он оказывается заметен, если его цвет – чисто черный.
Но в данном контексте выявляется еще один нюанс. Проводка с поднятой вершинкой комфортна до тех пор, пока не задул сколько-нибудь сильный ветер. Как задул – приходится опускать спиннинг к воде, и тут уже черная «масть» становится скорее проигрышной. Мы видим наш шнур на фоне воды. Ну, а вода, она хоть и своего цвета не имеет, но отражает в себе все, что можно отразить, и поблескивает своей поверхностью. Шнур «маскировочного» окраса на фоне воды очень хорошо так «маскируется». Именно в ветер она еще и рябит, что только усугубляет ситуацию…
Поляризационные очки уже давно стали для нас тем атрибутом, без которого мы если и выходим на рыбалку, то разве что на ночную. Если опросить некоторое количество спиннингистов, зачем им нужны очки с поляризационными фильтрами, то ответ большинства будет предсказуем: очки позволяют лучше видеть объекты, находящиеся под водой. Что, в общем, соответствует действительности. С другой стороны, ловим вот мы с берега на джиг, забрасывая сильно за полсотни метров. Находящиеся где-то там объекты мы не видим ни в очках, ни без. Зачем тогда очки? А именно затем, чтобы мы могли более четко отслеживать джиговую проводку!
Поляризационные светофильтры как раз наиболее эффективны в «ближней зоне», то есть где-то вдали, откуда свет приходит отраженным от воды под очень острым углом, они блокируют незначительную его часть. А вот когда мы смотрим на воду более круто, то есть в радиусе примерно до 10-
Примерно тот же эффект – затемнение поверхности воды – наблюдается и в том случае, если в ней отражается не светлое небо, а те или иные возвышающиеся над водоемом объекты. Это могут быть растущие на противоположном берегу большие деревья, в городе – высокие здания, мосты… Их отражения «затемняют» соответствующие участки водной поверхности, и на таком фоне шнур видно лучше. Даже в чем-то эффект выходит более сильным и полезным, чем от использования поляризационных очков, потому что поверхность воды в зоне отражений оказывается притемненной не только вблизи, но и вдали тоже. Мне вот это особенно помогает в стрит-фишинге, когда контролю проводки мешает даже относительно несильный ветерок, но число визуально удается без особого напряга контролировать проводку.
Понятно, что такие объекты, облегчающие нам своим нависанием над водой рыбалку, «нависают» не повсеместно, а ловить только в местах под ними это, пожалуй, не самый правильный выбор.
Но есть компромиссное решение. Как правило, точку (а это может быть какое-то рельефное образование) можно обловить с нескольких позиций. И было бы ошибкой игнорировать ту из этих позиций, с которой оно удобнее благодаря стоящему напротив зданию и его отражению в воде.
Этот метод визуального контроля был для меня основным, когда я уже не ловил на блеклую, малозаметную «жилку», но еще не ловил на «плетенку». А ловил на флуоресцентно-желтую моно. С переходом на шнуры заметной окраски он стал несколько менее актуален, но попробуйте – может, вам понравится.
Забрасываем, выбираем слабину, после чего выстраиваем на одной прямой три точки: правый глаз, «тюльпан» спиннинга и место вхождения шнура в воду. То есть как бы прицеливаемся в это самое место. Такой ракурс визирования позволяет нам очень четко контролировать провис шнура. Даже, может, стоит «целиться» не строго в точку вхождения шнура в воду, а чуть-чуть в сторону от нее. Тогда провис лучше заметен в форме такой сдавленной U-образной дуги.
Провис – очень информативен. Падение джига на дно видно по умеренно резкому увеличению провиса, поклевка – чаще всего по его уменьшению, хотя варианты возможны. Неплохо заметны бывают и касания по белой рыбе.
При ветре, разумеется, все это видно похуже, но все равно в ветер до среднего включительно метод прицеливания сохраняет свою эффективность.
Визуальный контроль проводки в светлое время суток – это понятно. Но вы вправе задаться вопросом: а как быть в густых сумеркам или тем более ночью? Мы ведь и в это время тоже ловим на джиг.
Для начала заметим, что при «эталонной» погоде ветер к ночи стихает, и тогда жесткой нужды в зрительном отслеживании проводки нет, джиг достаточно ощутимо «стучит» в руку. Но погодные условия не так часто, как нам бы хотелось, подчиняются подобным «предписаниям», и ветер вовсе не обязательно к закату «ложится». Поэтому без визуального контроля все равно не обойтись. Контроль выходит достаточно легким, когда мне приходится ловить в городе, особенно в пасмурную погоду. Свет многочисленных огней мегаполиса отражается от облаков, и на фоне такого осветленного неба я хорошо вижу и вершинку спиннинга и уходящий от нее шнур.
Но все же в большинстве ситуаций ночной ловли все вокруг настолько темно, что на расстоянии длины спиннинга что-либо разглядеть никак не удается. Вариантов решения проблемы может быть несколько. Остановимся на двух из них.
Первый – в общем-то, вполне очевидный и, можно сказать, напрашивающийся. Это – налобный фонарик – деталь экипировки почти каждого ночного спиннингиста. Но есть и тут свои тонкости. Во-первых, это, опять же, цвет шнура – чем он белее, тем более контрастно выхватывается лучом света на фоне кромешной темноты. Во-вторых, фонарик лучше использовать в режиме не полной мощности, а несколько меньшем. Так и глаза меньше устают, и есть вот еще мнение, что чересчур яркий свет способен отпугивать ночью рыбу на расстоянии до примерно двух десятков метров. Наконец, вот второй метод – он не лишен актуальности не только в ночной ловле, но и днем – для тех из нас, у кого имеются проблемы со зрением, прежде всего – близорукость.
Попробуйте сделать следующее. Заброс, выбираем слабину и смотрим на шнур. Только не на тот его участок, что идет от «тюльпана» к воде, а на тот, что от катушки – к первому пропускному кольцу. В момент касания джигом дна этот ближний к нашему глазу участок слегка вздрагивает и ослабевает. «Масштаб явления» на порядок меньше, чем провисание «внешней» части шнура, но поскольку это происходит в трех десятках сантиметров от наших глаз, это ослабление «плетенки» видно достаточно четко. И ведь, напомню, мы сейчас говорим либо о ловле при очень плохом освещении, либо с позиции человека, имеющего проблемы со зрением. Единственный негативный момент в этом методе контроля проводки определяется тем, что в каждую остановку ступенчатой анимации ролик лесоукладывателя занимает какое-то новое положение. Поэтому уходящий с него в кольца шнур мы видим то правее, то левее… Это немного напрягает, но в принципе – не так сильно, чтобы отказаться от «ближнего визуального контроля», когда что-то другое получается с еще большими сложностями.
Expert Fishing №42
Статья опубликована с разрешения редакции "Expert Fishing"