Юрьевецкий дневник

1.jpgОднажды я обратил внимание на одну любопытную закономерность. Когда я беру свежий номер рыболовного журнала, то прежде всего интересуюсь теми материалами, которые в первую очередь затрагивают подходы к ловле, применимые на разных водоемах. А вот публикации с жесткой географической привязкой - о том, как ловят в конкретном месте, порою даже и не читаю вовсе. Думаю, я не одинок в столь избирательном отношении к журнальным статьям. И причина того понятна: на реке N или на озере M мы не бывали и, скорее всего, никогда не побываем. Зачем тогда, спрашивается, нам знать об особенностях рыбалки на этих водоемах?

С другой стороны, все мы в той или иной мере всегда хотим чего-то нового. Потому, кто реже, а кто чаще, отваживаемся на рыболовные экспедиции в совершенно незнакомые нам края. Результаты таких поездок бывают самые разные - от фантастических по уловам до совершенно провальных. Последнее, увы, случается часто. При этом водоем может оказаться очень перспективным для рыбалки, просто мы могли ошибиться в выборе времени, не понять модели поведения активной рыбы или просто не найти ее. Неудача первого визита может обернуться полной потерей интереса к водоему. Поэтому важно с самого начала придерживаться неких принципов, позволяющих наиболее объективно и одновременно быстро оценить перспективность водоема для рыболова. Давайте же попробуем сформулировать эти принципы. Но чтобы не быть в отрыве от действительности, возьмем за основу наш реальный опыт - на примере нескольких поездок под город Юрьевец, что в Ивановской области. Дабы не противоречить сказанному чуть выше (о географической привязке), свой рассказ я хочу построить не в духе: "Приезжайте в Юрьевец - там клюет!", а больше с методологическим подтекстом: "Окажитесь на аналогичном водоеме - действуйте так, так и так. Тогда поймаете!".

Первое знакомство

В этот расположенный на берегу Горьковского водохранилища старинный русский город я попал в июле 2000 года. Началось все с того, что ивановец Алексей Девочкин пригласил нас на свою базу, что находится на Волге выше Юрьевца. Первой моей реакцией был настрой на типичную в таких случаях схему: вы про нас хорошо напишите, а мы будем вас кормить, поить и рыбу, если сама не клюнет, на крючок насаживать... Одним словом, планировалась стандартная для многих изданий PR-акция по раскрутке новой рыболовной базы.

2.jpgВпрочем, я очень быстро понял, что ошибался. База Девочкина создавалась в первую очередь в расчете на друзей и знакомых, а не на коммерческих клиентов, поэтому о раскрутке не было и речи. И главное назначение ее - не столько рыбалка, сколько отдых, хотя, выбирая место под базу, Алексей руководствовался и своим основным увлечением, то есть рыбалкой. Опыт Девочкина и знание им основных точек выхода рыбы и предопределили общий успех нашей первой поездки под Юрьевец. Правда, успех был довольно относительным - при том, что то лето было в целом прохладным, мы попали на период тридцатиградусной жары. Иными словами, два фактора - положительный (опытный проводник) и отрицательный (крайне неблагоприятная погода) отчасти компенсировали друг друга. Итогом двух дней, проведенных на базе стали, несколько неплохих (до 3 кг) щук, пойманных рано утром в русле впадавшей некогда в Волгу, а теперь затопленной водохранилищем реки Желваты, а также жерехи и окуни, которых удалось наловить в характерной точке с небольшим перепадом глубины, главным образом на вечерней заре. Днем клева категорически не было…

На третий день мы отправились из Юрьевца в другую речку - Нѐмду. Впадающая в водохранилище с левого берега, она интересна тем, что протекает большей частью по диким лесным местам, на берегах реально встретить медведя, не говоря уже о более мелком зверье. Но мы приехали на Нѐмду не за зверем, а за рыбой. И вот здесь-то в выборе плана на рыбалку я допустил серьезный просчет. Нѐмда в том месте, где мы оказались, это не совсем река, а скорее очень протяженный залив водохранилища. Памятуя о дневном бесклевье в предыдущие два дня, я почему-то дал себе установку ловить на мели не подалеку от травки. К тому же в Подмосковье, когда стоит такая жара, поймать на водохранилищах реальнее именно в заливах и ближе в траве.

…За несколько часов такой ловли мне удалось поймать лишь одного "шнурка", у других участников экспедиции результаты были не намного лучше. Незадолго до времени отъезда я все же решил проверить, что творится на глубине. Нашел с помощью эхолота сильно закоряженную яму с глубиной до семи метров и в оставшиеся полчаса… просто обязан был поймать несколько полноценных "хвостов" - было четыре или пять яростных поклевок, одну приличную щуку я почти довел до подсачека, но поймал в итоге лишь еще одного берша. Задним умом я понял, в чем состоял мой просчет. На Нѐмде, несмотря на ее поглощение водохранилищем, чувствовался слабенький ток воды, и нельзя было говорить о том, что в глубоких местах, как то бывает в жаркую тихую погоду в непроточных водоемах, вода застаивиается и теряет кислород. Поэтому щуке ничто не мешало занять свою излюбленную позицию среди коряжника в яме, на мелководье же рыбы не было…

Выводы и рекомендации

1. Отправляться на незнакомый вам большой водоем без опытного сопровождающего или хотя бы подробного описания основных "клевых" точек - это очень смахивает на авантюру. В конце концов что-нибудь причательное, да найдете, но угробите на то уйму времени, которое всегда в дефиците.

2. Не пытайтесь бездумно переносить свой опыт ловли в схожих условиях на новый для себя водоем. Схожесть может оказаться обманчивой.

Две недели спустя

3.jpgСледующей поездки на Горьковское водохранилище ждать пришлось недолго. В начале августа в Юрьевце отмечали день города, и один из руководителей местной администрации Алексей Васильев, сам страстный рыболов, предложил в качестве одной из составляющих праздника провести соревнования по спиннингу. На приглашение откликнулись несколько очень известных московских спортсменов-спиннингистов - Г.Прохоров, О.Гусев, В.Голубев, М.Федоров... С другой стороны, хотя соревнования и не имели статуса командных, нам фактически противостояла сборная Ивановской области - из числа рыболовов, очень хорошо знающих особенности рыбалки в своих краях. В день, предшествующий соревнованиям, нам, москвичам, устроили тренировку в окрестностях база Алексея Девочкина. Хотя все мы, как нам кажется, умеем максимально быстро ориентироваться на незнакомом водоеме, в конце концов ничего более содержательного, чем два места, показанные мне ранее Алексеем, мы так и не нашли. И почти всю рыбу - несколько щук и десяток окуней - поймали в тех самых местах. Это лишний раз подтверждает высказанную уже мысль, что без "наводки" на большой воде очень и очень сложно…

Сами соревнования прошли на Нёмде. Из всех москвичей я один хоть немного знал место и, естественно, сразу встал на яму, где мне так и не удалось поймать ничего путного в прошлый раз. Впрочем, правилами не предусматривались строгие ограничения по выбору позиции, и я не делал секрета из того, что имею определенные надежды на эту точку, поэтому со мной вместе ловил и Григорий Прохоров, да и некоторые другие участники искали свою рыбу неподалеку.

Начало не обнадеживало - за первые минут пятнадцать ни у меня, ни у Григория ни единой поклевки. Когда нас уже стали одолевать мысли о смене места, оба почувствовали по слабенькому тычку на другом конце лески. Настроение чуть улучшилось.

Первую рыбу мне удалось поймать еще через полчаса - то была щука весом около 3,5 кг. Вскоре поймал вторую - более крупную. Потом - еще и еще, но обе поменьше. У Григория поклевок было примерно столько же, но поймал он в итоге лишь пару окуней - я вижу здесь лишь стечение обстоятельств, не более того. На финише оказалось, что мой улов весит примерно столько же, сколько уловы всех остальных вместе взятых. Опять же, это не показатель, так как свою рыбу я снял со "своей" точки, тогда как большинство других участников пытались искать другие места со щукой и, возможно, находили их, но не проявляли должной настойчивости, потому что щука в тот день брала не с подхода (то есть не с первых нескольких забросов), она требовала долгих "уговоров". Я по себе знаю, как тяжело заставить себя во время соревнований задержаться на компактной точке более, чем на несколько минут…

Если говорить о командных результатах, то ту встречу мы проиграли. Хозяева, пусть и поймали немного, но выступили более ровно.

4.jpgКак выяснилось позже, те соревнования имели далеко идущие последствия. Оснастка, которую мы тогда использовали - это был твистер, насаженный на джиг-головку по принципу незацепляйки - очень быстро стала сверхпопулярной среди местных рыболовов, как и джиговая ловля вообще. Если раньше этим способом ловили только наиболее "продвинутые" спиннингисты из Юрьевца и окрестностей, то теперь число джиггеров стало расти в геометрической прогрессии.

Меняю хорошего егеря на плохенький эхолот!

Прошло два месяца - и я снова в Юрьевце. Опять соревнования, но на сей раз рангом гораздо выше - Кубок Чемпионов! Как победитель одного из зачетных предварительных этапов, я должен был участвовать, но в последний момент решил "откосить": парадокс, но любое из занятых мною мест было бы воспринято либо как неудовлевторительное, либо как заранее запрограммированное, поскольку, в отличие от соперников, я немного знал акваторию, то есть условия были не совсем равными.

Теперь же я не уверен, что, отказавшись от участия, поступил правильно - два из трех этапов соревнований прошли в совершенно незнакомых мне местах, то есть говорить о неравенстве условий можно было только с очень большой натяжкой…

…Первый день. Река Унжа - точнее, как и в случае с Нѐмдой, что-то среднее между рекой и очень протяженным заливом водохранилища. На редкость теплая для октября погода, удивительная по красоте природа. Я не участвую и потому ловлю в свое удовольствие. Не сразу, но удалось найти проточную яму. Как то и должно быть по классике джиговой ловли, с бровок я снял пару щук. Интересно, сколько рыбы привезут на финиш участники?

В итоге оказывается, что не всем удалось уйти от нуля. А остальные, за исключением Максима Дыдыкина, довольствовались рыбой небольшого размера - редко более полутора килограммов весом. Что существенно, щука ловилась как на глубинный джиг, так и на мелководье - на воблеры и блесны.

Во второй день акватория была выбрана на Волге между устьями рек Ёлнати и Желваты. Место незаурядное, и можно было предположить, что будет поймано много разнообразной рыбы. Я в тот день уехал на рыбалку в совсем другом направлении, а когда вернулся, с огромным изумлением узнал о результатах второго этапа соревнований. Судите сами: полтора десятка очень сильных спиннингистов ловят на всех одну-единственную щуку. И это в самое щучье время! Результат делался на "презренных" окунях…

О причинах внезапной щучьей "забастовки" можно было только догадываться. Как потом выяснилось, "забастовка" была отнюдь не разовым явлением. И первое тому подтверждение мы получили буквально на следующий день.

Последний этап Кубка проходил в открытом "море". Каждый участник получил в свое распоряжение моторку, управляемую егерем. В роли егерей выступали жители Юрьевца, более или менее знающие водоем. Полностью проигнорировать соревнования мне не удалось - пришлось-таки принять участие в розыгрыше Кубка журналистов. При всей несерьезности такого рода соревнований, относиться к ним все равно приходится по-серьезному. И тут я вспомнил, что не взял с собою в Юрьевец эхолот, который на "море" был бы очень и очень кстати. На полноценных соревнованиях нет идиотских запретов на использование современной спецтехники.

Мой егерь не понял слов сожаления об оставшемся в Москве приборе и взял на себя обязательство найти рыбу и без хитромудрой электроники - благо, на водохранилище он рыбачит уже не один десяток лет. Уверенность воодушевила, но поначалу весь процесс поиска свелся к тому, что мы вместе с другими участниками соревнований встали на по чайкам на "котел". Ловился в "котле" стандартный окунь и ничего кроме. Такая рыбалка могла бы представлять интерес, если бы не "правило трех хвостов" - на взвешивание допускались только три рыбы каждого вида, а это значило, что на окунях далеко не уедешь…

5.jpgНадо было найти хищника посерьезнее, и как можно скорее. И вот тут-то я убедился, что самый осведомленный егерь не может служить заменой самого примитивного эхолота. Это на Истринском водоранилище несложно по знакомым ориентирам на берегу встать на точку с погрешностью плюс-минус десять метров. На Горьковском - водные просторы таковы, что этот народный метод дает ошибку порядка сотни метров, а такое уже в джиговой ловле неприемлемо.

В конце концов я попросил егеря направиться туда, где никто никогда не ловит ("ни спиннингом, ни сеткой"), - по той причине, что на дне стоит целый лес. И хоть и не с первой попытки, но что-то похожее удалось найти. А вскоре на поролоновую незацепляйку я поймал одну за другой двух щук - первая из них весила чуть меньше четырех с половиной килограммов, вторая - около двух. Через час все подтянулись к месту финиша. На кукане плавала пойманная Аркадием Фомичевым очень приличная щука. Когда мы попытались выяснить, чья же щука больше - моя или Фомичева - безмен показал абсолютно одинаковый вес. Более того, обе рыбы были пойманы практически в одно время (с точностью до десяти минут), а по словам двух других участников, строго в то же самое время у них были явные щучьи поклевки. А в целом щучья "забастовка" продолжилась - три "хвоста" на всех это очень мало. Что впечатлило, это кратковременный синхронный "выход" щуки в разных точках водоема, удаленных одна от другой километров на пять и более.

6.jpgНизкая активность щуки (на нее-то многие и рассчитывали) привела к тому, что, как и накануне, у большинства участников на взвешивании было по три окуня, у некоторых - еще и берши. "Правило трех хвостов" оптимально при хорошем клеве.

Рыба в Юрьевце есть!

От моих первых трех поездок на Горьковское водохранилище осталось двойственное впечатление. С одной стороны, очень многоплановый водоем - с рыбалкой на разные вкусы, непередаваемая прелесть русской провинции, которую ощущаешь буквально на каждом шагу, с другой - реальные уловы не всегда отвечают нашим ожиданиям. Думаю, аналогичное впечатление складывалось и у тех рыболовов, что следили за информацией из Юрьевца по материалам печатных изданий. И вот весной этого года произошло событие, которое, по мнению многих, могло поставить крест на перспективах Юрьевца стать местом рыболовного паломничества. "Диалоги о рыбалке" устроили в городе рыболовный фестиваль. Хотели, разумеется, как лучше, а получилось - даже не как всегда, а хуже некуда. Было все - песни, пляски, народные гулянья, не было главного - рыбы. Вы, наверное, и сами все видели. Вышла чистейшая антиреклама… От того выпуска "Диалогов" остался грустный осадок, и я дал себе слово при ближайшей возможности постараться реабилитировать Юрьевец. Возможность представилась в июне, когда спиннинговая команда "Спартак-Столица" отправилась в город на Волге на тренировочный сбор. Поскольку в дальнейшем планировалось использовать Юрьевец как место регулярных соревнований, мы поставили перед собою цель за два дня отработать несколько технико-тактических схем по ловле в разных условиях.

В первый день мы начали с Нёмды - с памятной мне закоряженной щучьей ямы. Результат - за полчаса один окунь на троих, на соревнованиях это было бы катастрофой. Надо было срочно менять точку. Когда мы поднимались по Нёмде, мы обратили внимание на несколько гребных лодок, с которых ловили спиннингисты, и ловили они, насколько можно было разобрать, в том числе и на джиг! Поэтому я решил спуститься на пару километров вниз.

Решение оказалось верным - почти сразу начались поклевки. Ловился большей частью берш, правда очень достойный - до килограмма. Я сменил несколько точек - везде клевало, причем клевало с подхода: встаешь на глубине - заброс на береговую отмель - классическая джиговая проводка - и поклевка в момент прохождения бровки. Кроме бершей, удалось поймать пару судаков, а в одной точке обнаружилась окуневая стая. С этим было все ясно - хищника на нижнем участке Нёмды немало, и поймать его можно без особых проблем. Опять не было щуки - из всех нас только Константин Шорин поймал одну, но, когда активна другая рыба, на щучьи капризы особого внимания можно и не обращать. Находившийся со мной в лодке Григорий Зайцев предложил радикально поменять место и метод ловли - накануне на самом водохранилище он ловил жереха под чайками. Умеренный ветер и волна позволили подойти к осторожной рыбе близко, и Григорий поймал шесть штук.

…Чаек мы нашли в прежнем же месте, но, в отличие от предшествующего дня, погода была безветренной, а поверхность водохранилища - почти как зеркало. Жерех в этих краях "зашуганный", и в штиль к нему можно приблизиться максимум метров на семьдесят, да и то - с предельной осторожностью. Плюс еще забрасывать желательно метров на пятнадцать-двадцать дальше - чтобы блесна попадала не на край "котла", а в его середину. Моя снасть полностью отвечала требованию дальнобойности: посылистое трехметровое удилище, предельно тонкий (лишь бы не рвался на забросе) шнур и набор "Трехгранок" и "Кастмастеров". У Григория с дальностью броска было похуже - и спиннинг покороче, и леска потолще; но подойти к жереху ближе - он это понимал - в тихую погоду было нельзя. Жерех брал в полном соответствии с так называемой "летней моделью поведения": на проводке в быстром темпе в самом верхнем слое воды. Заранее это не было очевидно, поскольку лишь за неделю до того я ловил жереха на ту же "Трехгранку", но на ступенчатой проводке в толще воды. Почти все поклевки были на большой дистанции от лодки. Экземпляры ловились весом до 3,3 кг - на тонком шнуре вываживание каждого затягивалось на несколько минут. Результат той рыбалки вы видите. При желании можно было поймать вдвое больше, но надо было когда-то остановиться.

На берегу кто-то обронил фразу: "В сетку столько жереха не поймать никогда!". Хотя большинство мужского населения Юрьевца занимается рыбалкой, жерех остается для них добычей желанной, но большей частью недосягаемой. Все же для ловли жереха очень важно располагать надлежащей снастью, а с этим - проблемы…

На следующий день мы с жереха решили начать, но, как вскоре выяснилось, повторить достигнутый накануне результат было не суждено. И дело было не рыбе - просто весть о пойманных двадцати девяти жерехах успела облететь весь город, и на воду вышли даже те, кто делает это раза полтора в год. Чаек и жереха под ними мы все-таки отыскали, аккуратно зашли по ветру и уже почти подкрались к нужной точке, как вдруг откуда-то вылетели трое на моторке, прямо в центре "котла" бросили якорь и принялись направо и налево швырять блесны! Жереха больше никто не видел…

Позже Алексей Васильев так прокомментировал этот эпизод: "Водоем очень большой, но дураки, чтобы испортить рыбалку, все равно находятся. В таких случаях нет смысла заниматься воспитательной работой, лучше поискать другое место". Для поиска другого похожего места - с чайками в роли ориентира - очень полезно иметь при себе 8-12-кратный бинокль. Не забудьте об этом, если соберетесь в Юрьевец или куда-то еще на большую воду.

Впрочем, с жерехом мы решили в этот раз закончить, а вместо него переключиться на более "народную" рыбу - окуня. Это на Кубке Чемпионов действовало ограничение и по числу "хвостов", и по числу приманок. Мы же были не на соревнованиях, поэтому, встав у окуневого "котла" (он находится по тем же признакам, что и "котел" жереховый, только здесь не нужна особая щепетильность - окунь лодки не боится), я привязал оснастку "массового поражения", называемую иногда "окуневым поездом". "Поезд" хорошо известен охотникам на окуня в самых разных уголках нашей страны. На конце лески ставится нечто тяжелое - например, блесна типа "пилькер", а впереди на отдельных поводках - крючки с вабиками, твистерами и т. п.

Процесс ловли на "поезд" вроде бы прост, но есть свои тонкости. После заброса в сторону косяка голодных окуней даем оснастке заглубиться до дна или же начинаем волнообразно-ступенчатую проводку чуть ранее. После первого севшего на крючок окуня ни в коем случае не выматываем сразу леску, а продолжаем такую же проводку или даже останавливаем ее. Зацепившийся окунь дергается, дергаются и другие крючки - на них быстренько садятся окуни. Под Юрьевцем количество пойманных таким способом окуней примерно равно количеству забросов, умноженному на четыре. Ну, может, один из четырех крючков придет пустым, или один из черверки окуней уже у лодки свалится…

Выводы и рекомендации

1. Рыба есть - в Юрьевце ее не может не быть! Главное - сориентироваться на месте по виду рыбы, типу приманок и технике лова. Соберетесь на Горьковское или другое большое водохранилище, прихватите снасти на разные разновидности рыбалки. Случится облом со щукой - возьмете свое на жерехе или другой рыбе.

2. Не занимайтесь вдали от дома рыбозаготовками. Пойманную рыбу отпускайте или отдавайте местным жителям. Они (отпущенная рыба и местные жители) будут благодарны, а себя избавите от терзаний по поводу того, как довезти улов.