Антикризисные спиннинги

 

1.jpg

 Еще год назад я и не мог себе такого представить - что буду предметно разбирать эту тему. Но теперешние наши реалии таковы, что те снасти, которые были многим из нас доступны еще совсем недавно, сейчас ощетинились кусачими ценниками. Это, понятно, не есть гуд, но серьезных оснований для депрессии, на мой взгляд, нет. Просто нам придется опуститься в выборе снастей на одну ступеньку ценовой лестницы вниз, а там, поверьте, сейчас не все так плохо, как, возможно, многие полагают.

Что такое "спиннинги класса "народный+"?

 Лет десять назад я написал проходную, как мне казалось, газетную статейку под таким названием. Просто дал короткий обзор по "палкам" ценой в районе сотни или чуть больше долларов, которые присутствовали тогда на нашем рынке. Среди них был, например,

нашумевший в те годы Flamingo, Prince и какие-то еще, которые я помню с трудом. Интерес к той статье превзошел ожидания, а сам термин "народный+" стал применительно к снастям довольно употребительным. Это тот ценовой уровень, что оказался самым востребованным среди массы рыболовов, привыкших делать осознанный выбор. Просто если судить по тому, какие снасти обсуждаются на активных рыболовных форумах, то может сложиться впечатление, что очень многим из нас интересны те палки и катушки, что раза так в три дороже обозначенного ориентира. Но надо понимать, что даже если Василий Пупкин из Урюпинска обсуждает с друзьями тему женитьбы на нидерландской принцессе, в жены он все равно берет девушку из дома напротив. Вот так и с "контентом" форумов...

Мы вроде бы уже отвыкли использовать в роли единицы измерения доллар, но теперь к нему приходится возвращаться. Тут уж ничего не поделаешь - рубль сейчас не отличается стабильностью, а снасти закупаются дилерами отнюдь не за рубли. Поэтому к доллару, хотя бы так для ориентира, нам придется на некоторое время вернуться. И тут давайте, как и с десяток лет назад, обозначим розничную цену в сотню американских единиц как ту самую метку, от которой, с учетом, разумеется, некоторого плюс-минуса, мы будем отталкиваться в нашем определении спиннингов класса "народный+".

2.jpg

 А бюджетные-то "палки" подросли!

 Если еще раз обратиться к той моей публикации 2005 года, то тогда, помню, была определенная сложность подобрать для нее несколько спиннингов достойного уровня от разных производителей. Просто потому, что в тот период выпускающие бюджетные удилища фабрики в основной своей массе были далеки по материалам и технологиям от тех заводов, что работали на исполнение дорогих заказов. Но китайцы, надо отдать им должное, нация очень обучаемая, а потому спустя какой-то очень небольшой интервал времени в типовом ассортименте рядовых китайских фабрик стали "зажигаться отдельные звездочки", ну а потом - и большая часть этого ассортимента стала обходиться без сколько-нибудь осязаемых "косяков". Иными словами, не только те палки, что выпускаются в Китае под серьезными брэндами (что являет собой само по себе некоторую гарантию качества), но и те, что рядовой китайский завод предлагает под своей торговой маркой или под маркой заказчика за очень небольшие деньги теперь уже наделены вполне приемлемыми рабочими характеристиками и уровнем надежности. Что, понятно, не может не радовать. Я ведь тестирую множество образцов спиннингов, преимущественно как раз из бюджетного сегмента, и не могу не отметить, что и случаев поломок этих образцов стало заметно меньше, и о большинстве таких удилищ можно говорить как о наделенных какой-либо конструкторской идеей, то есть исполнены они не по принципу "сделаем, а там – посмотрим, что вышло", а под решение вполне определенных задач.

3.jpg

 Solpara – как пример того, как можно «ничего не делать»

 Японский брэнд Major Craft уже давно представлен на российском рынке. Глянь непосвященный человек на ассортимент – у него просто в глазах зарябит от количества серий. Зачем столько? Не будем вдаваться в подробности, но, поверьте, мотивация такого разнообразия есть, причем она касается не только специализации спиннингов по видам ловли, но и, что для нас в данном контексте важнее, характерных для тех или иных серий цен.

Если вы немного знакомы со спиннингами Major Craft, то, скорее всего, ваш опыт связан с такими сериями, как Restive, Rizer и примерно равными им по ценнику, который можно назвать «средним». Те, что дешевле, воспринимались на их фоне этакими «серыми мышками». Мало кто, когда речь шла, подчеркнем, об осознанном, мотивированном выборе, на них еще год назад обращал внимание. Но вот – изменились обстоятельства, и мы пусть и вынужденно, стали эти бюджетные серии замечать. И как-то довольно быстро поняли, они гораздо интереснее, чем оно казалось раньше. Одна из таких серий – Solpara. Вроде как у японцев она проходит как чисто морская, но если оценить подборку моделей с чисто наших позиций, но оказывается, что ими можно закрыть, грубо говоря, две трети потребностей российских спиннингистов по направлениям ловли. Здесь есть и дальнобойные джигово-береговые, и жереховые «палки», и абсолютные универсалы, и УЛ-спиннинги разного типажа… На логичный вопрос о том, чем, собственно, Solpara отличается от других серий, где имеется схожая по параметрам и характеристикам подборка моделей, но они - в разы дороже, ответ следующий. Во-первых, это страна производства (в данном случае Китай и Вьетнам), во-вторых, экономия на фурнитуре и бланках, которая по деньгам выходит очень ощутимой, а на рабочих свойствах сказывается не сильно. Так что если вам не претит, что спиннинг исполнен где-то на родине Хо Ши Мина, и что он чуть тяжелее и чуть менее «звонок», нежели «истинный японец», то нет никаких препятствий выбору в пользу Solpara или аналогичных бюджетных серий от японских брэндов.

Резюме следующее. В рассмотренном нами случае дилерам не пришлось в пожарном порядке подстраиваться под «сдвиг» покупательской способности, который невозможно было предвосхитить заранее. У них уже была запасная площадка, которая очень даже пригодилась.

 Угадать с тенденцией

 Я за последние лет пять-семь был свидетелем примерно десятка историй появления на нашем рынке новых «палочных» брэндов. Утвердиться и закрепиться на нем удалось отнюдь не всем. Лучше это получалось как раз у тех, кто угадывал, куда в ближайшие два-три сезона пойдет покупательский спрос. Был период, когда у многих из нас стали появляться «лишние» деньги. Соответственно, хорошо пошли дела у тех, чей модельный ряд был большей частью «антинародным» по ценнику.

4.jpg

 Сейчас, как мы уже успели отметить, вектор спроса, образно говоря, сменил направление на противоположное, и в фаворе оказались те марки, кто сделал ставку на бюджетные серии.

Совсем недавно закончилась очередная рыболовная выставка на ВВЦ. Очень показательна подборка тех вопросов, что мне задавали посетители. По спиннингам девять вопросов из десяти касалось подбора спиннингов подчеркнуто бюджетного сегмента. А многие посетители приходили на выставку уже «подготовленными» и интересовались удилищами вполне конкретных марок. Чаще всего из них назывались Nautilus и Mottomo. С учетом сказанного выше следует отметить, что те, кто определяет политику этих брэндов с «угадыванием тенденции», определенно не промахнулись. Поскольку я неплохо знаком со спиннингами как той, так и другой марки, скажу несколько слов про каждую из них.

 Минимализм с корнями из бордо

 Я не любитель копаться в родословных, поэтому всех деталей не знаю, но есть надежная информация о том, что марка Nautilus зарегистрирована во Франции в городе Бордо. Впрочем, это уже не сильно важно, главное – ассортимент и цена вопроса.

Когда мне в позапрошлом году прислали на тест два удилища - лайтик Avenger и мультовый Inquisitor – как-то и в голову особо не пришло, что это может быть началом отдельного серьезного проекта. Да, «палки» произвели очень приятное для своего ценника впечатление, но мне тогда казалось, что это лишь что-то отдельное, не системное. А понимание того, что это все серьезно, пришло только с появлением у меня спиннингов двух других серий от Nautilus – Black Getter и Magnet.

Я отловил несколькими «палочками» этих серий по две-три рыбалки и вместо предполагаемого a priori заключения, что они «как минимум не вызывают отторжения», вынес гораздо более высокую оценку: «ими хочется ловить!». Даже невзирая на ценник. Просто хочется. Особенно это относится к Black Getter. Плюс – линейка спиннингов подобрана очень рационально – моделей немного, и они – без крайностей. Но реально – хорошо так закрывают большую часть запросов наших спиннингистов. Этакий оптимальный минимализм с французскими корнями.

  5.jpg

Как я ошибся с прайсом

 Года полтора назад мне показали спиннинг и попросили навскидку прикинуть, сколько такой может стоить. Я в таких вопросах – не то, чтобы разбираюсь досконально, но положение в определенном смысле обязывает. Называю тогда цену «палки» - и ошибаюсь процентов так на восемьдесят! В большую сторону. Спиннинг тот назывался Mottomo Falcata. В прошлом сезоне я и сам им активно половил, и собрал отзывы других пользователей. Ну и пришел к тому же мнению, что сложилось у меня от чисто «студийных» впечатлений: спиннинг реально стоит существенно меньших денег, чем заслуживает по исполнению и чисто рабочим свойствам.

6.jpg

Почему так? Я понял, почему. Минувшей осенью я побывал на фабрике, где производится Falcata. Если делить все китайские заводы на «дорогие» и «дешевые», то этот – из числа «дешевых». А Falcata – фактически одна из его топовых серий. Я уже говорил выше, что рядовой китайский производитель сейчас очень сильно подрос – по сравнению с самим собой десятилетней давности. И потому вполне способен в бюджетной нише успешно конкурировать с производителями «нерядовыми». Последние, правда, иногда спекулируют тем, что работают по заказам «элитных» японских брэндов, что чаще всего и в самом деле так. И благодаря такому «кровному» родству несколько поднимают цену на всю свою продукцию. Но тут – как в известном анекдоте: «Вам «шашечки» или ехать?»

Пример Falcata – не единственный такого рода у Mottomo. Сама стратегия развития этой марки такова, что приоритет отдается соотношению цены и качества. Из новых серий я бы обратил ваше внимание на Distancia – это спиннинги с приоритетом дальнего заброса, появившиеся, замечу, не без моего участия. Еще вот с год назад рассматривался вопрос о том, чтобы в дополнение к Mottomo взять дилерство по одному из дорогих японских брэндов. Решили повременить. И чутье касательно тенденции спроса не обмануло.

 С легким налетом провинциальности

 Я вот только что осознал, что в основном сейчас говорю о спиннингах тех марок, российские представители которых базируются не в Москве или Питере, а городах провинциальных. Nautilus это Воронеж, Mottomo – Калуга… Случайность? Пожалуй, что нет. Антикризисные меры ведь предполагают сокращение издержек по всем направлениям, а содержать штат и инфраструктуру в столичных городах определенно накладнее.

С этой точки зрения вполне объясним феномен Спиннинглайна. Многие из нас ведь даже не знают, где территориально располагается райцентр Дзержинск. Но именно там базируется один из главных «игроков» нашего рыболовного рынка – компания Spinningline. Рано или поздно это должно было случиться. И вот на минувшей выставке Spinningline представил подборку спиннингов под своей маркой – SL-Rods. Нет, это не было громом среди ясного неба. О том, что такой проект затевается, я знал более полугода назад.

  7.jpg

 Более того, зимой я поучаствовал сам в полевых испытаниях нескольких моделей SL-Rods и могу теперь оценить их уровень не только, что называется, «на потрях».

В данном случае уместно говорить уже не о минимализме, а о широте охвата – в линейке более трех десятков моделей разного назначения. Что существенно – каждая из них взята не из стандартного ассортимента завода-производителя, а разработана предметно под наши цели и задачи. Понятно, что это требует времени, сил и средств, но результат себя в итоге определенно оправдает. Я беседовал о спиннингах SL-Rods с Дитмаром Изайашем (это, если кто не в курсе, один из ведущих профильных специалистов в Европе), он весьма лестно о них отозвался. По специализации – есть небольшой акцент на условия Нижегородской области, то есть на ловлю на Чебоксарском водохранилище и Нижней Оке, но это большей частью как раз те типажи удилищ, что должны заинтересовать очень многих рыболовов из разных регионов нашей страны. Возможно, по цене эти спиннинги немного выходят за рамки «народных+», но, на мой взгляд, это вполне мотивировано – как с учетом материалов и технологий (они в данном случае выше «средних»), так и адаптированности под наши виды ловли.

 Про «зелененького» и про других

8.jpg

В заключение нашего небольшого обзора «антикризисных» спиннингов скажем несколько слов о некоторых удилищах от разных торговых марок. У Norstream это Micromania – серия более года находилась в разработке и доводке. Вышла, на мой взгляд, максимально приспособленной для микро-джиговой рыбалки, насколько это возможно при максимально гуманном прайсе.

В ассортименте Aiko мне тоже приглянулись новые джиговые спиннинги, только они уже совсем не «микро». Из серии Asgard Jig. Этакие «выдиральники»: сочетание мягкой, сенсорной вершинки и мощной средней части бланка. Наконец, Maximus. Серия называется Encore. Фактор привлечения внимания цветом активно использовался в спиннингах лет пять назад, потом вроде бы оно приелось… Тем не менее, я ведь заметил именно зелененький Encore, а не серенький High Energy – X, на базе которого новая серия появилась. Но это все так - сопутствующие обстоятельства. Главное – мы имеем очень приятные в работе спиннинги джиг-твичевого типа за очень скромные деньги. А не будь Encore «зазывающего» окраса, я бы, наверное, прошел мимо...

Время Рыб@лки 3/2015


Возврат к списку