Тубусы

 

Как-то в середине 90-х, в момент очередного всплеска международной напряженности, я прошелся по центру Москвы, неся в руках нечто очень похожее на «Базуку». Бдительные сотрудники органов, приставленные к посольствам (коих на пути попалось с полдюжины), посверливали меня взглядом. Но ни один не остановил и не задал вопрос, а что это за приспособление? Наверное, профессиональным чутьем понимали, что я не собираюсь из «приспособления» куда-нибудь «шмальнуть»…

  Унитазная труба решает все вопросы?

 О том, что есть в природе такой аксессуар, позволяющий в проблемных ситуациях сохранить жизнь спиннингам, мы примерно тогда же и узнали. Минус был один: купить тогда в магазине тубус можно было или – по тому нашему осмыслению цен - за дорого, или они шли в комплекте с дорогими же спиннингами. Был и еще один не очень приятный момент – таких случаев я знаю несколько. Приезжает человек на рыбалку, ловит весь день, под вечер возвращается к машине – и видит разбитое стекло, а тубуса в салоне нет. У шляющегося по берегам быдла логика простая: если что-то большое, красивое, с надписями на «ненашем» языке само, можно сказать, в руки просится, то его можно продать и купить водки.

1.jpg

Разрешить «кризисную ситуацию» удалось тогда следующим образом. В хозяйственном магазине покупается сантехническая труба, один из концов которой как-то там наглухо заклеивается или заваривается, а ко второму – приделывается крышечка того или иного рода. И себестоимость – бросовая, и за палки в салоне авто можно особо не переживать. И едва ли кто-то станет бить стекла ради унитазной трубы мерзкого серого цвета. На какой-то период вопрос для многих из нас был снят.

 А, собственно, для чего они нужны?

 Не раз мне приходилось наблюдать такую вот картину. Передвигается человек по берегу – Оки или Москвы-реки. В одной руке – спиннинг, в другой – тубус. Остановится на точке, положит тубус на землю или траву, сделает несколько забросов – поднимает тубус, идет дальше… Спрашиваю, удобно ли? Отвечает: нет, конечно, но что делать, если на рыбалку приходится добираться в битком набитом вагоне метро или электрички? Но мне все равно это не очень понятно. Я сам – убежденный «антиавтомобилист». В данном контексте это означает, что я в существенном большинстве случаев езжу на рыбалку общественным транспортом.  Езжу часто в час пик.  И за 40 лет такой практики у меня было всего два случая, когда в переездах мне «покалечили» спиннинги. Согласитесь, это недостаточные основания для того, чтобы всегда возить их в тубусе.

  Ситуация номер два. Едем на рыбалку на авто. Чем больше в машине людей, тем, с одной стороны, более мотивирована перевозка удилищ в тубусах, с другой – тем больше эти тубусы мешаются.

 В самом деле, когда едем вдвоем, кинули «палки» просто в чехлах на задние сидения - и забыли про них. А вот вчетвером-впятером – тут без тубусов спиннинги передавить ненароком  можно, а тубусы – они у задних буквально на плечах и головах лежат, плюс еще при торможении норовят куда-то вперед уехать – по рычагу переключения передач долбануть или еще куда.

2.jpg

Тут уж сами решайте, как вам лучше. Я вот сам никогда тубусы в авто не беру – если, конечно, дорога не связана еще и с авиаперелетом.

 Про авиа мы еще поговорим отдельно, а пока скажем несколько слов о ситуации номер три. Это когда вам надо переслать спиннинг из города А в город Б. Обычной ли почтой или экспресс-доставкой – не столь важно. Я как-то живьем наблюдал, как этот вопрос решается в Spinningline, одном из крупнейших наших интернет-магазинов. Там на обеспечении такой пересылки собаку съели, все делают внешне просто, но выходит надежно – рекламаций почти ноль. Но нам с вами нет резона перенимать практику Spinningline, поскольку у нас задача отослать куда-либо удилище если и возникает, то, грубо говоря, раз в несколько лет. Поэтому проще всего она решается тем методом, про который было сказано выше. Идем на ближайший строительный рынок и покупаем сантехническую трубу нужных диаметра и длины. И ваш спиннинг в целости доходит до адресата.

 Грусть Гери Ямамото

 В 2008 году мы неожиданно для всех и для самих себя выиграли чемпионат мира по бассу. А американцы, которые изначально считались одними из фаворитов, заняли какое-то, если называть вещи своими именами, позорное для себя место. Одной из причин их поражения, пусть и не главной, но все же, стала история с их «инвентарем». Как мне поведал Гери Ямамото, многие «палки» американской команды по прибытии в аэропорт Милана оказались поломанными. Пришлось докупать на месте. В Европе снасти и стоят дороже, и главное – трудно было найти погибшим спиннингами (к которым каждый из членов команды привык) адекватную замену.

 Я попытался выяснить у кого-то из американцев детали – как удилища были упакованы? Если я правильно понял, то ответ был примерно таким. Во-первых, в Штатах со спиннингами (а это еще и почти всегда одночастники) практически никто не летает.  Надо ехать Джону и Биллу на турнир за пару тысяч миль от дома – не проблема. Они цепляют к пикапу катер – и едут. Снасти едут с ними. То есть у американцев даже практики перевозки удилищ самолетом, можно сказать, и нет. Поэтому, отправляясь в Италию, они просто упаковали «палки» в картонную коробку. Ну и получили то, что должны были получить…

 У меня самого была похожая история. Дело было тоже связано со Штатами. Мне из Денвера выслали на тест мультовый одночастник. Но в Москву «палка» приехала «двухчастником», что было предопределено, ибо упаковка не выдерживала никакой критики. Картон продавливался от легкого нажатия пальчиком.

 «Война» с Аэрофлотом и прочими

 Лет около десяти назад международный консорциум авиаперевозчиков (или как он там зовется?) издал некий нормативный акт, по которому рыболовные удилища строго предписывалось сдавать в багаж. Причем мотивировалось это (о, идиотизм!) противодействием терроризму. Если спиннинг сдается в багаж в простом тряпочном чехле, то с вероятностью не менее 50% в аэропорту прилета вы получите обломки. То есть тубус стал необходим.

3.jpg

И вот еще несколькими годами позже Аэрофлот и группа компаний Sky Team ввели плату за дополнительное место багажа, каковым тубус как раз и является. Как следствие, цена перелета выросла в некоторых случаях до 70%. По факту Аэрофлот объявил нам, рыболовам, войну. Ибо в салон – нельзя, а за тубус в багаже надо доплачивать по 4-5 тыс. руб. за перелет в одну сторону. Какие могут быть с нашей стороны меры противодействия? Самое простое – игнорировать при выборе авиаперевозчика Аэрофлот и Sky Team. Но не всегда это получается – иных вариантов может не быть.

  Несколько раз мне удавалось перехитрить Аэрофлот следующим образом. На регистрации я просто не показываю тубус. Получаю стикер «Cabin», то есть «ручная кладь» на маленький рюкзачок, который можно проносить в салон. И переклеиваю его на тубус. На контроле один раз поинтересовались, а измеряли ли его длину? Я с глазами  честного Васи  сказал,  что конечно.  И  прошел…

 Есть, помимо обязательной сдачи в багаж удочек вообще, еще некое правило максимальной длины, допускаемой в салон. Не пытайтесь повторить описанный выше трюк с тубусами, рассчитанными на «палки» от 2,7 метров (мы говорим, разумеется, о двухчастниках) и более. С такими вас точно завернут. Мне удавалось пройти с теми, куда входят максимум 2,44 метра. И то – если бы такой тубус реально обмерили, было бы превышение по длине. Но на глаз оно не очень заметно.

Около года назад аналогичный кондуит (о плате за второе место багажа) был издан компанией S7. С того момента я летал ею четыре раза и всегда мне разрешали пронести тубус в салон. Возможно, это было негласное распоряжение руководства, возможно, добрая воля сотрудников компании на регистрации. Наверное, шансы допуска в салон с удочками были бы выше при отсутствии тубуса. Но могли ведь и завернуть. Тут уж принимайте решение сами, какой риск для вас более оправдан – заплатить, если потребуют, за второе место или получить на выдаче багажа «многочастники».

 Рыцари тоже гибли

 Во времена крестовых походов закованные в панцирь рыцари считались неуязвимыми. Однако на деле и они несли какие-то потери. Доспехи не давали исчерпывающей гарантии… Вот так и с тубусами. Они, конечно, вселяют уверенность и многократно повышают шансы на то, что спиннинги не пострадают. Но неприятные казусы и с ними не исключены. В моей практике было два таких случая. В первом – я обнаруживаю, открыв по прилету тубус, отломанную вершинку одного из спиннингов. Во втором – все вроде бы приехало в сохранности, но на первом же забросе одна из «палок» ломается. И это был явно не врожденный дефект (тогда такое происходит на первой же рыбалке), спиннинг был уже основательно обловленным. Не вызывало сомнения, что тубус хорошенько так «приложили» грузчики в аэропорту. Что они с багажом проделывают – просто уму не постижимо! Поэтому абсолютной гарантии целостности сдаваемых в багаж спиннингов вы не получите никак. А вот гарантия относительная – она сильно зависит от качеств «брони», в которую вы их облачаете. Давайте на этом моменте остановимся поподробнее.

 «Полужесткие» - это большой риск

  В комплекте с ними продаются некоторые спиннинги. В основном – азиатского рынка. Я такие тубусы называю «полужесткими». Их существует два типа. Первый – его даже определить как «тубус» можно с некоторой натяжкой. Скорее это «усиленный чехол». Он представляет собой этакую средне-твердую защитную оболочку, которая по всей длине «складывается книжкой» и соединяется молнией. Закладываем внутрь спиннинги, застегиваем молнию. И пытаемся убедить себя в том, что с нашими снастями ничего плохого не случится. Бывает, конечно, что такая жиденькая конструкция без потерь переносит перелет. Помнится, мы группой летели на Кубу, я всех предупредил, что тубусы – обязательны. Но не проконтролировал. И у троих оказались именно такие – которые ближе к «чехлам», чем к тубусам. Но в тот раз обошлось. Что, скажу вам откровенно, не характерно… Тип номер два - это «пенальчик» из прозрачного материала вроде целлулоида. Наверняка видели такие.  Сколько-нибудь серьезного воздействия на излом или удар он,  конечно,  не  выдерживает.

4.jpg

Я сам пользовался в дальних поездках такими прозрачными тубусами только до того момента, как с удилищами перестали пускать в салон самолета. По крайней мере нужную степень защиты от запихиваемого на полку чемодана такой тубус давал. А вот на глазах у тех, кто рисковал сдавать «палки» в столь хлипкой оболочке в багаж, мне приходилось видеть слезы. Оно угадывалось уже издалека – когда тубус подъезжал на ленте транспортера: примерно посередине прозрачный пластик стал мутным. Именно в это место пришелся удар. Оба спиннинга, лежавшие внутри, были сломаны.

 Вспомним о Принце

 В далеком уже 2004 году много шума наделала одна из моделей серии спиннингов Flamingo Prince. Мало того, что сама «палка» оказалась очень удачной (что было редкостью для «китайцев» того периода), она продавалась еще и с «бонусом» в виде прилагавшегося к ней тубуса. В принципе, и тогда немало спиннингов продавалось в комплекте с тубусами, но это были подчеркнуто дорогие японские и американские спиннинги. А тут – «китаец» в тубусе, и около 100$ в розницу. Как чисто коммерческий ход это было, пожалуй, очень правильное решение. Ну, тубус, если его продавать не отдельно, а в паре с «палкой», добавлял к ценнику порядка 10%, это очень немного.

 Я года два пользовался в дальних поездках тубусом от «Принца», три спиннинга в него помещалось. А больше – я брал с собой редко. Чем тот тубус подкупал, это своей легкостью. Однако то была палка о двух концах. Я уже не помню точно, из чего была изготовлена его обшитая материей «труба» - возможно, что просто из плотно прессованного картона, но однажды случилось то, что должно было случиться: получая багаж в Шереметьеве, я заметил, что «труба» помялась и треснула. Проверил содержимое – спиннинги целы. Но тубус надо было выбрасывать… Потом была похожая история с легковесным тубусом от Shimano: года 1,5 он у меня продержался, далее – трещина и на помойку.

 Резюме. Подчеркнуто легкие, тонкостенные тубусы – это, конечно, уровень защиты более высокий, чем дают тубусы «полужесткие», но, опять же, не дающий сколько-нибудь серьезной гарантии.

 Другая крайность – это, наоборот, подчеркнуто массивные тубусы. Есть вот у меня такой, в котором шла «палка» Lamiglas Esprit Concept. На нем, кстати, значится «made in USA» . Но весит он более 1,3 кг, да еще и мал по диаметру – не всякие две «палки» в такой получается засунуть. Как следствие – этот американский тубус у меня долгие годы прозябает в углу. Хоть выкидывай его…

 «Калибр» и форма сечения

 Внутренний диаметр тубуса от Lamiglas – 6 см. И максимум – два удилища. А вот с увеличением диаметра всего на 3 см, «палкоемкость» тубуса возрастает аж до семи-восьми единиц. Это обязательно надо учитывать при выборе «трубы» под ваши цели и задачи.

 Еще важный момент: кастинговых «палок» в тубус входит больше, чем спиннинговых. Например, спиннинговых в мой наиболее востребованный тубус входит три, а «мультовых» - пять.

Или, как я часто делаю, две – спиннинговые плюс две – кастинговые. Говоря о диаметре, мы подразумеваем круглые в сечении тубусы. Это, если хотите, «классика». Но сейчас на рынке все больше тубусов треугольного профиля. И это не случайно. Треугольник при одинаковой толщине стенки и емкости дает более жесткую конструкцию. Другими словами, поломка спиннингов в таком тубусе менее вероятна, чем в круглом. Складывается даже впечатление, что и спиннингов в него входит больше. Если засовывая внутрь «пучок палок» не торопиться, а «поиграть» расположением колец, то это чем-то напоминает игру в тетрис, и часто удается в треугольный тубус, не прилагая чрезмерных усилий (что важно) упаковать больше спиннингов, чем казалось возможным.

 Один «безразмерный» или…?

 Та «Базука», которую я упомянул в самом начале, простояла у меня на лоджии лет, наверное, десять, после чего я ее кому-то просто подарил. Громоздкая, тяжелая – она оказалась мне совершенно не нужной. И вам я бы такие вещи рекомендовать не стал, если, конечно, вы не имеете склонности возить с собой под десяток «палок» из принципа «а вдруг пригодится?». Или другой вариант: вы летите куда-то компанией из нескольких человек и все спиннинги намереваетесь поместить в один тубус.

 В иных ситуациях вам будет вполне достаточно иметь два-три «обычных» тубуса разной длины и емкости, которые в сумме выйдут дешевле раздвижной «Базуки». Почему разной длины? А помните, о чем мы говорили выше? О том, что иногда спиннинги удается пронести в салон самолета. И если вы везете с собой короткие «палки» - длиной, скажем, в пределах 7’6” в соответствующем длине тубусе, то шансы, что вас заставят их сдавать в багаж, ниже, чем если бы ваш тубус был рассчитан на длину 9’.

  Подводные камни

 Бывают тубусы «голые», то есть внешняя поверхность которых - это просто пластик, ничем не прикрытый, бывают (и таких больше) – обтянутые плотной тканью (ее еще иногда называют «кордура»); у тех и других есть свои плюсы и минусы.

 «Голые» менее стойки к ударным воздействиям. Дыра, что вы видите на желтом тубусе, образовалась у меня на глазах при следующих обстоятельствах. Тубус просто поставили «на попа» на улице, дунул ветерок, тубус упал  и жестко ударился о бордюрный камень. Будь он в «тряпочке», шансы остаться целым у него были бы существенно выше.

5.jpg

Но вот ткань оболочки, хоть она и позиционируется как «износостойкая», имеет свойство со временем протираться в проблемных местах. Самое проблемное место - это окружность нижнего края. То, что вы видите на фото, это моя попытка слегка подлечить это место при помощи скотча. Просто я как-то не особо приглядывал за целостностью тубуса, но однажды, получая его с транспортера, увидел, что донышко болтается на нескольких нитках, а изнутри наружу просятся спиннинги…

6.jpg

Внутренняя поверхность тубусов тоже бывает разная. «Без ничего» и с «подкладкой». Если последнее, то это не кордура, а что-то тонко-шелковистое, порою еще и с перегородкой, предусмотренной для того, чтобы колена спиннинга друг о друга не бились.  Сказанное предполагает, что спиннинг в тубусе размещен в единственном экземпляре, чего в моем случае (да и у большинства других «путешественников») почти не бывает. Минимум – два. А перегородка скорее мешает и уменьшает максимальную вместимость тубуса.  Таким  образом  лучше  уж  без нее.

7.jpg

Вопрос следующий: как лучше засовывать спиннинги в тубус – в чехлах или без? Однозначного ответа у меня нет, но замечу, что если в чехлах в тубус помещается, скажем, три спиннинга, то без – четыре. С другой стороны, чехлы дают несколько большую гарантию целостности «палок». Я вот, когда готовлю спиннинги к перевозке без чехлов, обычно скрепляю их с помощью специальных фиксаторов на «липучках», так они не особо стучат друг о друга. А если получается так, что длина спиннингов меньше предусмотренной для тубуса, и они входят внутрь свободно, то, чтобы «палки» не «елозили» туда-сюда, я стараюсь зафиксировать их импровизированным «пыжом». Ну, хотя бы парой собранных в комок шерстяных носков.

8.jpg

И еще один совет напоследок. Когда будете сдавать тубус в аэропорту, попросите девушку на оформлении багажа наклеить на него стикер «Fragile» («Хрупкий»). Как правило, такие стикеры на стойке есть. Это чуть более обычного обезопасит ваши спиннинги от неприятностей.

 Expert Fishing №51

Статья опубликована с разрешения редакции "Expert Fishing"


Возврат к списку