Катушечный обзор. С акцентом на "безбородость"
Требования, предъявляемые к современным спиннинговым катушкам, заметно отличаются от требований 10-15-летней давности. В те годы многие из нас ловили отечественными «мясорубками», которые, увы, не выдерживали конкуренции с тогдашними зарубежными аналогами. Но и последние по нынешним меркам морально устарели. Даже те из них, что принадлежали к числу «неубиваемых» и дожили у кого-то в рабочем состоянии до наших дней, явно проигрывают современным катушкам, в том числе и более дешевым.
Впрочем, если вы живете на периферии, ловите на блесну «Атом-2» с катушкой «Орион», «клинской» леской, как это делали много лет назад, и вас все устраивает, то сегодняшний разговор будет вам малоинтересен. Однако за очень короткое время спиннинг сделал огромный шаг вперед. Коснулось это и чисто материальной части, и технико-анимационной. И для большинства читателей журнала рассказ о современных средствах и способах ловли может представлять интерес.
Речь идет, с одной стороны, о многоволоконных лесках, вытеснивших в спиннинге в большинстве случаев монофил, с другой - о различных вариантах рывковой проводки. Сочетание того и другого, собственно, и отправило в окончательную отставку катушки старых образцов, поскольку они при попытке ловить плетеными шнурами и твичингом образовывали «бороды» почти на каждом забросе, что, как известно, для «плетенки» просто убийственно.
Применительно к катушкам просто-таки магический эффект давало словосочетание «черная пара». Кстати, внятно объяснить, что это такое, не могли не только ребята, стоявшие за прилавком, но порой и технари, отвечавшие на фирме за обслуживание катушек. Но стоило продавцу сказать, что внутри катушки «черная пара», как клиент напрочь терял волю и лез в карман за кошельком...
Помимо «черной пары» хватает и других технических «завлекалочек», к которым принято привлекать интерес потенциальных покупателей. Не хотелось бы, чтобы у читателей создалось впечатление, что я призываю не обращать на все это никакого внимания. Нет, конечно. Но в сегодняшнем обзоре я бы хотел оценить каждую катушку как единое целое - безотносительно (или почти безотносительно) того, что у нее находится внутри. Общее впечатление от катушки до начала эксплуатации, небольшая предварительная «настройка» и впечатление уже на рыбалке - этого, как показывает опыт, в большинстве случаев достаточно, чтобы оценить потенциал катушки. Ну а «настройка» в основном и заключается в том, чтобы обеспечить максимальный комфорт при работе данной катушкой с многоволоконными лесками.
Сейчас любой мало-мальски продвинутый спиннингист в курсе, что геометрию намотки катушки можно корректировать. Исправлять серьезные дефекты намотки - дело не очень благодарное, но «тюнинговать» небольшие шероховатости - это более чем реально. Поскольку у всех катушек, о которых речь пойдет далее, в геометрии намотки можно усмотреть только «небольшие шероховатости», мы вполне в силах добиться того профиля, который нас максимально устроит.
У абсолютного большинства переднефрикционных катушек (а мы сегодня рассматриваем только их) регулировка конусности намотки осуществляется снятием или добавлением шайб, которые располагаются на оси над звездочкой-трещоткой. Нередко схема регулировки бывает описана и показана на картинках в инструкции, прилагаемой к катушке. Даже если человек не владеет английским, на котором обычно дается описание, из картинок понятно, что при увеличении общей толщины шайб под шпулей геометрия намотки меняется в сторону прямого конуса, при уменьшении - в сторону обратного. Как правило, в тех катушках, где регулировка конусности предусмотрена инструкцией, подшпульных шайб бывает не одна-две, а больше - обычно четыре. И вот тут-то пользователя может ожидать первый подводный камень: часто все эти шайбы оказываются уже на оси. Человек наматывает шнур, не обращая внимания на картинки в прилагаемой бумажке, отправляется на рыбалку и. проклинает купленную катушку и продавца, который ее нахваливал. «Борода» слетает за «бородой», рыбалка превращается в форменный кошмар. Когда на оси все шайбы, профиль намотки обычно представляет собою выраженный прямой конус. Такая геометрия может считаться приемлемой разве что в случае использования монофильной лески и самой простой равномерной проводки. Плетеный шнур и неравномерная, особенно рывковая, проводка диктуют необходимость снять несколько шайбочек. Если их в общей сложности четыре, то, как правило, оставлять нужно одну или две. Если инструкцией пользователя регулировка не предусмотрена, то обычно на оси над звездочкой располагается одна шайба. Здесь возможны следующие варианты: просто снятьэту шайбу, подточить ее по толщине или заменить на более тонкую или же оставить шайбу, но снять звездочку. Последнееделается в том случае, когда после снятия шайбы профиль кажется нам недостаточно «обратноконусным». Просто звездочка несколько толще шайбы, и ее удаление с оси дает больший эффект. Отсутствие звездочки приведет к тому, что не будет потрескивания при проворачивании фрикционного тормоза, но я бы не сказал, что оно нам так уж нужно, зато намотка станет более приемлемой. Впрочем, здесь есть одно существенное ограничение. Иногда после снятия шайбы или звездочки шпуля садится так низко, что в крайней задней позиции она задевает за ротор, при этом слышен характерный скрежещущий звук. Допускать такое конечно же не стоит, а если вдруг это произойдет - то надо будет добавить хотя бы самую тоненькую (сточенную, например, на наждаке или напильнике) шайбочку.
Перейдем более предметно к геометрии намотки. Значительные дефекты («верблюжьи горбы» и т.п.) мы не рассматриваем, а поговорим о том, что удается скорректировать с помощью подшпульных шайб. Вопрос стоит так: до какой степени надо корректировать? На большинстве своих катушек я стараюсь сформировать «легкий обратный конус». Здесь можно, наверное, дать какие-то количественные характеристики, но я ограничусь качественной. Речь идет о геометрии, в которой зрительно заметно небольшое увеличение диаметра массива намотанного шнура от задней части шпули к передней.
Если окажется, что катушка все же скидывает петли (от двухтрех за рыбалку), то конус следует сделать более выраженным, немного уменьшив толщину прокладок под шпулей. Но злоупотреблять изменением геометрии намотки в сторону обратного конуса не стоит. Если переусердствовать, то увеличивается вероятность попадания одного из витков шнура (чаще - самого первого после начала подмотки) поперек бортика шпули, а это чревато последствиями вплоть до обрыва шнура при забросе где-то посередине.
В идеале регулировка профиля намотки должна быть разной, когда катушка используется для равномерной или ступенчатой проводки и для рывковой: во втором случае предпочтительнее более выраженная обратная конусность. Но мы, как правило, ловим одной катушкой «и на джиг, и на твич». Как же быть? Вот один из вариантов. На одну из двух шпуль с шайбами той толщины, что будет во время ловли, сразу наматываем шнур и получаем весьма заметный обратный конус. Эта шпуля будет под рывковую проводку. Начиная намотку на вторую шпулю, увеличиваем немного толщину шайб, и часть шнура (или бэкинг) наматываем в форме цилиндра. Потом лишнюю толщину убираем, и рабочий участок шнура укладывается уже в виде обратного конуса, но общая степень конусности теперь несколько меньшая, чем в первом случае. Эта шпуля больше рассчитана на джиг, «вертушки» и т.д.
Важно иметь в виду, что максимальная лесоемкость шпули получается при прямом конусе. Если вы корректируете профиль намотки, переходя от прямого конуса или цилиндра к обратному конусу, шнура на шпулю войдет заметно меньше. С другой стороны, обратный конус позволяет заполнять шпулю, что называется, под завязку - когда верхние витки лежат практически на одном уровне с кромкой шпули. Поэтому реальная разница в лесоемкости выходит не такой уж и большой.
Все описанные операции требуют аккуратности и времени. Но оно того стоит. Пренебрежительное отношение к тюнингу намотки вполне может обернуться потерей не только эмоциональной стабильности, но и времени из-за распутывания «бород», и денег, поскольку не все «бороды» удается распутать и шнур убивается гораздо быстрее.. .
Лесоемкость штатной шпули - 100 м/0,25 мм Масса -
Хотя катушка проходит как «тысячник», реально она ближе к шимановскому 2500. Впрочем, это не столь уж и важно. Данная модель больше привлекает другими особенностями. Хотя данные опросов говорят о том, что при выборе катушки наличие запасной шпули является сколько-нибудь важным фактором лишь для четверти пользователей, некоторые фирмы борются за этого самого каждого четвертого более рьяно, чем политические партии за голос избирателя. В данном случае к катушке прилагаются целые две резервные шпули, причем разной лесоемкости. Это безусловный плюс.
А минус в том, что в каждой из трех шпуль имеется свой подшипник, который никак не закреплен, поэтому при смене шпули он может вывалиться и потеряться. Правда, как мне сказали, с производителями катушки имеется обратная связь и есть все шансы, что вопрос с подшипниками будет решен. Той укладки, которая видна на снимке, мне удалось добиться, сняв звездочку, но оставив шайбу. Профиль укладки на глаз получился почти идеальным. Правда, утверждать, что катушка совсем уж не грешит сбрасыванием петель, я не могу. Разок за пару рыбалок небольшая «борода» слетает, но я бы не сказал, что это напрягает. По крайней мере, желания понизить уровень намотки шнура на шпуле у меня не возникало.
С самого начала мне показалась слабоватой фиксация дужки, и я чисто профилактически ее усилил. Скорее всего, ничего бы и не было, но так - на всякий случай... В целом же Х7Рго оставляет очень приятное впечатление. Поскольку для многих из нас решающим моментом при выборе катушки является цена, интерес к данной модели должен быть высоким, особенно в регионах.
Лесоемкость штатной шпули - 200 м/0,20 мм Масса -
Предшествующая серия катушек от Flamingo называлась Rainstars и была исполнена в пластиковом корпусе. У Almira же корпус металлический, что добавляет катушке солидности и, надо полагать, долговечности, но и массы тоже. Хотя в размерном индексе и значится «20», что у катушек многих других фирм говорит о принадлежности к легкому классу, для Almira этот размер (кстати, самый малый в линейке) ближе к среднему классу - и по массе, и по лесоемкости, да и по тяге.
С деталями, ответственными за регулировку конусности, здесь дело обстоит несколько иначе, чем в других катушках. Сначала на ось насажены две металлические шайбы, затем звездочка и сверху - пластиковая шайба. Снятие пластмассовой шайбы дает средний обратный конус, что можно считать оптимальным. Правда, при этом звездочку с металлическими шайбами ничто не сдерживает, и при снятии шпули они могут просто соскочить и потеряться, так что нужно соблюдать аккуратность.
С самого начала я заполнил шпулю Almira под завязку, но несколько «бород» катушка на первой же рыбалке скинула. У недорогих катушек без «бесконечного» винта профиль намотки внешне почти идеальный, но проблема «бороды» все же дает о себе знать. Я счел излишним еще больше увеличивать конусность и предпочел решить вопрос более простым и очевидным способом: немного уменьшил количество шнура на шпуле. Теперь он не доходил до максимального уровня миллиметра на полтора. Хотя, надо думать, это пошло немного в ущерб дальнобойности, главную проблему тем самым удалось решить: сброс «бороды» прекратился.
Вывод таков: эта катушка хоть и не лишена небольших недостатков, но очень работоспособная. Особенно с учетом более чем доступной цены.
Лесоемкость штатной шпули - 130 м/0,30 мм Масса -
Когда несколько лет назад Daiwa анонсировала принципиально новую концепцию Real
Four, были некоторые сомнения относительно ее перспективности. В частности, вызывал массу вопросов сознательный отказ от «бесконечного» винта в кинематической схеме. Однако прошло время, накопилась статистика отзывов и стало ясно, что Real Four отнюдь не только красивое название и маркетинговый ход, но и реальный шаг вперед по сравнению с концепциями катушек предыдущих поколений. Характерно, что среди серий, исполненных по концепции Real Four, катушка Freams KIX появилась последней, а по цене она является самой доступной. То есть сначала идея была обкатана на дорогих Certate и Exist, а потом, выражаясь нашим языком, «по просьбам трудящихся» появилась Freams KIX. За многократной разницей цен стоит, прежде всего, различие в иcпользованных материалах, поэтому разброс в такой характеристике, как собственная масса катушки, очень велик. С другой стороны, в снасти среднего тестового класса минимизация массы катушки не столь важна, как в легком или тем более сверхлегком классах, а потому мы сравнительно немного теряем, делая выбор в пользу Freams KIX 2500 и получая при этом свойственные Real Four тяговые характеристики, ровность хода и качество намотки.
Относительно качества намотки заметим, что с того момента, когда шпули дайвовских катушек приобрели обратноконусную геометрию (ABS), актуальность дополнительной регулировки свелась к минимуму. В некоторых моделях толщину подшпульных шайб можно немного уменьшить, что я и проделал с Freams KIX, но можно и оставить, как есть.
Не буду грешить против истины и утверждать, что ABS сама по себе исключает сброс петель, но случается это скорее как исключение. С катушкой Freams KIX я провел около пятнадцати рыбалок, было три или четыре сброса небольших «бород», которые удавалось быстро распутать без последствий.
По общему же впечатлению эта модель должна быть интересна в первую очередь любителям джиговой ловли.
Лесоемкость штатной шпули - 140 м/0,30 мм Масса -
Модель появилась в продаже только этим летом. Сильное впечатление произвела малая масса катушки, особенно с учетом корпуса и ротора из алюминиевого сплава, и невысокая цена. Понравилась и балансировка. Единственное, что в катушке показалось мне спорным, это эластичная муфта вместо клипсы для фиксации лески - муфту легко потерять.
Стоит отметить, что Tica, как и Daiwa, отказалась от бесконечного винта в кинематической схеме.
Вместо него реализована система, которую иногда называют «паровозной». Разница лишь в том, что теперь это сделано на качественно ином уровне, со строгим расчетом, позволяющим избежать неровностей укладки лески, которые были свойственны прежним катушкам с такой системой. Кроме того, геометрия корпуса катушки такова, что в ней максимальноучитываются положение и перемещения находящихся внутри подвижных элементов. Благодаря этому удалось еще более уменьшить массу катушки. Все вместе это обозначается как «концепция Cybernetic».
Профиль намотки в изначальном виде представлял собою цилиндр с очень небольшим возвышением в средней части - это напомнило намотку, характерную для некоторых матчевых катушек. Я смотал примерно половину шнура, снял подшпульную шайбу и намотал шнур обратно. Получилось заметное повышение уровня намотки от задней части шпули к средней и цилиндрический профиль в передней части. За две рыбалки с применением исключительно рывковой техники дважды слетали некритичные петли. При джиговой ловле проблем вообще не возникало. Очевидно, что намотка всего шнура (с бэкингом) при снятой шайбе должна стать оптимальной для этой катушки, если рассчитывать на ее частое использование в ловле на рывковые приманки.
Лесоемкость штатной шпули - 100 м/0,40 мм Масса -
Если уж речь зашла о цене, то обратите внимание, какой она обозначена для данной модели. Правда, говорить о чем-то конкретном не приходится, поскольку этой катушки пока нет на нашем рынке, а если она и появится, то скорее под какой-то другой маркой. Я включил Howard в обзор, во-первых, потому что катушка физически существует; во-вторых, потому что ломает некоторые стереотипы.
Катушка самой-самой «народной» ниши с качественной укладкой, хорошими силовыми характеристиками... Неужели такое возможно? Как видите, да. Над укладкой, разумеется, пришлось поработать, но самую малость. Однако замечу, что я тестировал и другую катушку той же производственной линии, и там с укладкой были серьезные проблемы: шнур наматывался в форме своего рода «резьбы» или «шнека». Специалисту-механику причина понятна, как, впрочем, и способ исправления. Важно только донести до инженеров китайского завода (а Howard именно в этой стране делается), что от них требуется.
Ловил я этой катушкой всего на двух рыбалках, но по возможности максимально ее нагружая. В частности, в роли основных приманок использовал рывковые воблеры массой более
Из этого, конечно, не следует, что данная катушка не развалится на пятой, десятой или двадцатой рыбалке. Но есть ощущение, что не развалится, а если эксплуатировать ее в более щадящем режиме, то тем более.
Лесоемкость штатной шпули - 100 м/0,32 мм Масса -
Эта модель выпускается далеко не первый год и достаточно хорошо знакома рыболовам нашей страны. Я включил ее в обзор, поскольку Top Basser именно размера 2500 достался мне в текущем году. Кроме того, катушка интересна тем, что в ней в полной мере реализована та самая регулировка конусности на мотки, на которой мы сегодня делаем акцент. На оси - изначально «классический» для таких катушек комплект из четырех шайб, одну из которых, на мой взгляд, следует снять, возможно, даже две, но не более, поскольку для данной модели это уже будет явный перебор - чрезмерно крутой обратный конус. Профиль намотки, который можно видеть на фото, - с двумя шайбами. Возможно, он покажется не совсем идеальным, но сброса петель с этой катушки у меня не было.
В целом Top Basser - модель надежная и долговечная. Катушка размера 4000, которой я ловлю уже три года, только однажды вынудила залезть внутрь - когда от пружинки дужки отломился небольшой кусочек.
Из недостатков я бы обратил внимание на чуть большую, чем хотелось бы, массу, однако это в UL- категории собственная масса катушки по-настоящему критична, а Top Basser 2500 - модель полноценного среднелегкого класса.
Лесоемкость штатной шпули - 160 м/0,30 мм Масса -
Катушка обращает на себя внимание тем, что ни на какую другую не похожа. Впрочем, в «катушечном мире» было немало прецедентов, когда внешними (причем довольно сомнительными) достоинствами все и ограничивалось. Но здесь определенно не тот случай. По крайней мере, основная отличительная идея, заложенная в Corcast, себя более чем оправдывает.
Идею эту трудно назвать новой или революционной. Еще лет десять назад на увеличение диаметра шпули пошла Daiwa. Мотивация понятна: чтобы рабочий отрезок шнура располагался более тонким слоем (при этом заброс выходил бы более далеким), можно не удлинять шпулю, а увеличить ее диаметр. В эпоху жестких монофильных лесок увеличение поперечного габарита шпули требовало соразмерного увеличения пропускных колец, но для плетеных шнуров в том нет ни малейшей необходимости, а потому диаметр шпули Corcast оказался даже бoльшим, чем у дайвовских катушек конца 1990-х годов.
В том, что такая геометрия шпули дает эффект, сомневаться не приходится. Я не проводил специальных тестов, но, когда ловил на соревнованиях в окружении конкурентов (оснащение которых позволяло говорить о «прочих равных условиях»), обращал внимание, что мой воблер летит заметно дальше. Профиль намотки отрегулировал в виде среднего по крутизне обратного конуса. Этого оказалось достаточно, чтобы полностью исключить сброс петель.
Еще стоит отметить, что катушка обладает очень достойными силовыми характеристиками. Я ловлю ею шнурами с реальным тестом 15-
У катушки есть и недостатки. Так, клипса на шпуле, предназначенная для фиксирования лески, изначально болталась ее пришлось удалить. Но это не система, а дефект конкретного экземпляра. А вот line guard protector - специальные щеточки по бокам шпули, призванные не допустить попадания внутрь и на мой взгляд, конструктивное излишество, тем более что несколько раз шнур внутрь катушки все-таки попадал...
Но это все мелочи, особенно если учесть очень демократичную цену катушки. Общее впечатление от Corcast однозначно положительное.
Лесоемкость штатной шпули - 100 м/0,24 мм Масса -
С ростом популярности сверхлегкого спиннинга стало проявляться одно не вполне очевидное поначалу противоречие. Если поставить задачу так: требуется катушка UL-класса средней ценовой категории, максимально легкая, с «бесконечным» винтом и качественной укладкой лески, то до сих пор она, строго говоря, не имела решения. Спрос пусть и небольшой, но есть, предложения - нет. Что делать?
С удилищами проще: можно заказать партию в несколько десятков штук с разработкой индивидуальной геометрии бланка и прочих конструктивных особенностей, и цена не покажется заоблачной. Совсем иначе с катушками: разработка принципиально новых габаритов и геометрии корпуса делает цель оправданной, когда заказ исчисляется многими сотнями или даже тысячами экземпляров. Это и есть основная причина того, что в большинстве бюджетных серий спиннинговых катушек все хорошо с «ходовыми» размерами, а полноценного ультралайта нет, поскольку спрос на него на порядок меньше.
Тем не менее российские партнеры фирмы Banax решили разорвать порочный круг, приняв самое непосредственное участие в разработке новой катушки. Модель Ares проектировалась на базе хорошо знакомой многим Si, только с заменой металлического корпуса графитовым и удалением из него там, где можно, «жировых отложений». Получился своего рода бодибилдинг - уменьшение массы при сохранении основных рабочих характеристик. Я это все наблюдал в процессе, поэтому могу по достоинству оценить проделанную работу.
На мой взгляд, немного вы падает из общего контекста чрезмерная лесоемкость шпули Ares. Для чистого ультралайта разумным пределом было бы 100 м/0,2 мм. Мне достался Ares в предсерий- ном исполнении, изготовленный за несколько месяцев до начала массового производства. То есть довольно «сырой» экземпляр, с чуть туговатым ходом и заметными люфтами. Но, поопыту работы с катушками Banax, я знаю, что к моменту запуска модели на поток, такого рода недочеты устраняются. Потому уверен, что в самом ближайшем времени Ares заставит о себе говорить как о катушке, позволившей стереть грань между полноценной снастью UL-класса и доступной для большинства из нас цене.
Лесоемкость штатной шпули - 100 м/0,35 мм Масса -
С одной стороны, это нечто принципиально новое от фирмы DAM, с другой - катушка выполнена с элементами «ретро». Катушка необычная, поэтому неудивительно, что на выставке EFTTEX она завоевала приз зрительских симпатий.
Одна из отличительных черт новой Quick - это так называемый прямой привод (direct drive), когда один из элементов главной передаточной пары располагается непосредственно на оси катушки. Прямой привод предъявляет определенные требования к свойствам применяемых материалов и общему качеству исполнения, поэтому оснащенные им катушки не могут быть дешевыми. Зато в итоге получаются очень гладкий ход (без люфтов, пульсаций и биений) и высокие силовые характеристики. На катушку дается пожизненная гарантия.
Очень оригинально исполнена в этой катушке система регулировки профиля намотки. Формально она проходит как «система коррекции по толщине шнура». Кстати, на любой катушке, если на две одинаковые шпули намотать леску существенно разных диаметров, профили укладки будут заметно отличаться. Иными словами, если, к примеру, отрегулировать на катушке намотку в расчете на «плетенку» диаметром
Однако учет диаметра шнура имеет все же меньшее значение, чем использование этой системы для регулировки конусности. Делается это так. Сначала наматывают шнур на шпулю в ее исходном состоянии. Если профиль намотки не устраивает, сматывают шнур, снимают шпулю, отпускают фрикцион, нажимают на кнопку, что находится в передней части шпули, и с помощью отвертки или монеты переводят регулятор из исходного положения в одно из трех оставшихся. Далее снова наматывают шнур и смотрят, насколько теперь устраивает профиль намотки...
Сложновато, не правда ли? Да, особенно на фоне того, что многие натренировались регулировать конусность традиционным методом быстро и чуть ли не вслепую - примерно как разбирать и собирать автомат Калашникова в армейские годы. А для тех, кто с трудом может представить, что в катушке что-то еще надо настраивать, - это вообще дремучий лес. Но такая система имеет свои плюсы, и освоение ее - дело 10-15 минут.
Лесоемкость штатной шпули - 120 м/0,30 мм Масса -
Данная катушка отличается от всех предыдущих одной существенной деталью: она сделана не в Азии, а в США. Для многих из нас это более чем серьезный аргумент. Появление новой катушки «made in USA» было анонсировано еще в прошлом году, поэтому эффекта разорвавшейся бомбы в полной мере не получилось. Пожалуй, не скажешь, что Ardent несет в себе какие-то революционные идеи. Чисто внешне катушка неброская, нет никаких привлекающих внимание золотистых «нашлепок», характерных для азиатских изделий. Зато есть изначальная абсолютная боеготовность. Я просто намотал шнур без всякой предварительной регулировки, и после первой рыбалки не возникло даже малейшего желания что-либо тюнинговать - будь то профиль намотки, фиксация дужки или что-то еще. Разве что в самом начале ощущалось небольшое затруднение хода катушки в момент прохождения шпулей крайней передней точки, но уже через пару часов все прикаталось и ход стал бархатным.
По паспортным данным, катушка рассчитана на использование лесок до
Минус всего один, но существенный. Ardent - это пока не серия, а одна-единственная модель одного размера. Очевидно, этот размер и является самым ходовым. Но ведь многим из нас требуется катушка несколько других габаритов..