Константин Кузьмин. Тотальный спиннинг. Ничего кроме...

Мое «издевательство» над снастями

Мобильный блог

Мое «издевательство» над снастями

Помнится, тёща называлa меня «аккуратистом». Ну, в том смысле, что я несколько более внимательно и осторожно, чем люди ее круга, обращался с вещами самого разного рода. Но давно это было. Если бы «мама» видела, как я сейчас нередко обхожусь с рыболовными снастями, она бы, думается, поменяла свое мнение на этот счет.
Над палками и катушками я, можно сказать, «измываюсь». Подвергаю их нагрузкам и воздействиям, на которые те, по всем разумным оценкам, ну, никак не рассчитаны – если иметь в виду некий «штатный» режим их пользования. Причем делаю это осмысленно и целенаправленно.
Вопрос: зачем? Целей здесь две, причем одна с другой достаточно плотно перекликаются. Первая: смоделировать действия пользователя из – я бы это так назвал – «группы риска», то есть той части нашего рыбацкого сообщества, что, мягко говоря, пылинок с изделий точной механики и хай-тека не сдувает. Это чтоб дистрибьюторы могли потом оценить вероятность рекламаций. Вторая задача касается в основном катушек. Я специально нагружаю их сильнее нормы, дабы ускорить процесс «старения» и на этой основе оценить временной ресурс изделий. Ну, как вариант – я наматываю на катушку гораздо более прочный шнур, чем следовало бы. И ловлю, нагружая катушку на зацепах напрямую. Например, на фото – Nautilus Black Getter 2508 (т.е. 2500-ник), а шнур на нем - #2.5. Отловив таким сочетанием без последствий десятка полтора жестких рыбалок, я могу предположить, что в более щадящем режиме катушка «пробегает» минимум втрое дольше.
Что до удилищ, то в одном из недавних сообщений Блога мы уже касались принципа «защиты от дурака». В некоторых сериях спиннингов такая защита определенно заложена. Это, например, Norstream Element, Graphiteleader Rivolta, Mottomo Fiero… Чтобы такие сломать, надо сильно постараться. Но запас живучести несколько добавляет палкам веса и не добавляет им сенсорики, особенно это касается бюджетных серий. Но нашему рыболову ведь хочется «полегче и посенсорнее». Поэтому чаще мне случается испытывать на грани краш-теста те палки, в которые «запас» не заложен. Поэтому в год я пару-тройку штук – да ломаю. Это, скажу вам, не так много – с учетом масштаба моих «издевательств».
Лет пятнадцать назад я пустил в обиход термин «подъемный кран». Прижилось. Вроде бы метод потенциально очень рисковый для удилища. Но за все это время у меня на «кране» сломалось всего четыре спиннинга, хоть этот метод я применяю очень часто. Значит, можно говорить о запасе прочности и в случае «средних» палок.
Еще, если говорить о катушках, я иногда из двух проблемных собираю одну рабочую. Помню, например, как в середине 90-х у меня были две катушки разных серий марки Zebco. Обе стали сильно барахлить, и я, не очень понятно, почему, решил переставить ротор от одной – на другую. Переставил. И получившимся гибридом успешно отловил еще сезон.
Ну а что-то типа замены ручки на ручку от другой катушки (на фото) я и сейчас практикую часто.
Вот чего не делаю – много раз о том говорил – это «планового» ТО. Ибо оно, по статистике отзывов, гораздо чаще идет во вред катушке, чем на пользу.

22.12.2019 12:02:12
ТО во вред, по статистике отзывов?
Да. Масса вопросов в.личку типа: "Сделал ТО, стало хуже (туже ход, захрипела, остались детали… Что теперь?" :-)
22.12.2019 14:01:58
Лично я считаю ТО катушек обязательным мероприятием, как, например, и автомобиля.
Особенно, если катушку в воду уронили, или сильный ветер в неё песка и пыли надул.
Думаю, что весьма мной уважаемый Константин Евгеньевич не будет утверждать, что и автомобилю проводить ТО не следует.
22.12.2019 17:12:22
В тексте фигурирует "плановое" ТО. Это не одно и то же, что ТО после воды или песка.
Верно замечено :-).
22.12.2019 18:39:04
Во всех случаях - кривые руки и отсутствие квалификации.
Называется - не умеешь.., не мучай..))
23.12.2019 01:03:11
Выбросить! Если руки растут из Ж нефиг лезть туда куда не надо.
Отдай профессионалу если хочешь что бы было хорошо, жалко денег? Тогда лови и не парься.
23.12.2019 05:09:06
Отдай профессионалу если хочешь что бы было хорошо... Москва и Россия это разные вещи. Менталитет "за мкадовца"не позволяет понять элементарного: где эти профессионалы в провинции? В лучшем случае, более-менее толковые мастера есть в областных центах.    
Анекдот в тему:
-Доктор, вы гинеколог?
-Нет, сантехник, но посмотреть могу.
24.12.2019 12:31:39
Я сейчас тоже живу в 1000 км от Москвы, что мешает отправить катушки транспортной или почтой?
22.12.2019 15:50:21
Константин Евгеньевич, были ли у Вас в практике поломки катушек в том месте, где рукоятка входит в катушку. У моих там шестигранник внутри и зубцы снаружи для точного позиционирования. Вот эти зубцы и ломались. Добавлю - это после чрезмерных нагрузок происходило.
Были. Но всего лишь раз или два.
22.12.2019 18:34:21
Дельту жалко. У меня самая любимая палочка. Не особо церемонюсь с ней, все ОК.
Там был басс 2,5+ кг "краном" через *удорезник... :-(
22.12.2019 18:43:24
Насчёт то планового ,спорный вопрос,у некоторых действительно после то начинаются проблемы но в основном это происходит по незнанию, когда человек берётся за ремонт или то не имея навыка,опыта начитавшись или насмотревшись видео коего сейчас валом. Сам считаю что то катушкам необходим , особенно если у человека пара катушек а не несколько десятков . Своим катушкам ремонт и то делаю сам , хуже от этого они не стали ,навык и опыт пришли не сразу ,не мало копий было сломано на этом поприще но если не пробовать опыт никогда не придёт.
Вот именно "начитавшись и насмотревшись" - в этом корень проблемы. ТО должно быть профессиональным. Впрочем, и оно не дает гарантий.
И опять же - я именно про ТО, а не про ремонт.
23.12.2019 19:41:24
А если в рабочей катушке со временем появились люфты, которые в принципе можно устранить шайбачками, требующее при этом разбора катушки, это будет значится как ТО или РЕМОНТ? Вроде как и дальше ловить можно, а можно и ,, подлечить''
22.12.2019 22:55:23
23.12.2019 01:00:43
Ага, в видео полуубитые катушки.
Если ролик в серте можно разогнать, это значит, что в шаре не осталось смазки. Даже на видео слышно как он шуршит.
23.12.2019 07:37:17
"игра на публику"
Виталий !
Судя по ролику титулованный человек только и научился, что рукоятку крутить да регулировать фрикционный тормоз; с инструментами и регламентом ТО он не знаком, а что внутри механизма - даже не подозревает/догадывается ... дилетант титулованный, словом.
И если даже у него есть возможность приобретать катушки верхнего ценового сегмента пачками, то сколько бы он ни ловил ими в совокупности - пробег/ресурс катушки каждой по отдельности будет невелик для катушек этого класса, тем более с корпусами в металле.
Подавляющее же большинство коллег ловят 1-2/ макс.3 катушками и куда более бюджетного ценового уровня; хотя встречаются и такие, у кого одна - на все случаи жизни и приобретенная на сдачу после покупки удилища (в прямом и переносном смысле).
Механизм катушек любого ценового сегмента не сложный и сделать им ТО : понимая что, зачем и почему - вполне сможет человек, обладающий знаниями элементарной механики при наличии кинематической схемы и соответствующих смазок.
А вот работа с ремонтом/заменой и юстировкой, как правильно подметил эксперт, требуются уже определенный опыт и понимание - это чтобы грамотно и толково восстановить механизм, при наличии запчастей и рег/шайб.
Впрочем, не всё так однозначно : одни коллеги просто ловят и не заморачиваются; другим же "всё не то и не так", вот и ... "рукодельничают"/или донимают мастеров-ремонтников/ - всё от человека зависит и его предпочтений. :)
23.12.2019 08:58:11
100% после ТО будет сильный износ во всех местах. НОВАЯ смазка через несколько оборотов будет удерживать внутри себя - абразив, так как её много. В старой катушке микропленка(которая тонкая поэтому с неё слетает абразив - сразу) и всё идеально притерлось. В видео сказали - невозможно собрать обратно идеально как было, микролюфты +- в том числе из-за новой смазки - будет притираться заново, сильный износ.

Катушка может работать как лучше - если были проблемы, а отлично работающая катушка всегда после ТО может работать только сильно хуже. Там после ТО абразива будет больше - в новой смазке, прям на первых забросах, а в старой катушке - микропленка смазки - и поверхности притертые и идеально чистые. Если перед каждой рыбалкой делать новое ТО то катушка дольше не проработает - наоборот, быстро развалится - так что факт.
Плюс во время ТО любой человек может сделать брак или там поцарапать поверхности, человеческий фактор. Плюс, там даже смазка не заводская..
----
Ролик понятно, туда попадала вода.. Только возможно там подшипник надежнее чем новый подшипник - притерся.  
23.12.2019 09:32:46
Виталий !
Сам-то понял, что написал ?
Откуда такие "обширные" познания в механике и утверждение апломбом : ну просто полнейшее непонимание, или же горький опыт по  сверхбюджетным катушкам с цинковыми шестернями, да использованием катушки в качестве строительной лебёдки ... с эпизодическим вскрытием механизма.
Для справки - в катушку часто лазить не нужно, (если не купал её в местном водоёме или не бросал в песок/грязь) : 800-1000 часов даже бюджетного сегмента без ТО отрабатывают безболезненно с хорошей смазкой, при правильной эксплуатации.
А смазку наносят на шестерни 20-25% высоты зуба : всё что больше - выдавится, и на жаре сползет вниз.
Учим сначала матчасть, потом рассказываем сказки о модном слове "абразив".
Вроде до первого апреля ещё очень далеко - и народ смешить не нужно .
Без обид.
23.12.2019 16:03:17
Мало того, смазка шестеренок - это отдельная песня. С массой припевов. Единственные элементы, которые нужно регулярно осматривать - подшипники лесоукладывателя.
23.12.2019 23:32:09
Есть еще момент притирки шестерен и конечно надо поднимать крышку осторожно , потом чертилкой царапаем по бокам шестерен, чтобы сохранить пятно постоянного контакта. При сборке стыковать по старым рискам , тогда и промывка и смазка улучшат ход , а иначе начнется рокот и хоть   пушечную смазку туда набивай -уже ничего не поможет. Это все конечно касается дорогих моделей.
24.12.2019 04:16:46
Это всё касается моделей с целой передаткой(5.0, 6.0). Т.е. если количество зубьев ведущей шестерни делятся без остатка на количество зубьев ведомой. Например, у некоторых Шимано.
У Дайвы же, даже дешёвой, нет постоянного контакта, зубья всё время "меняются" относительно друг друга. Ничего царапать не нужно.
24.12.2019 08:51:25
Есть у китайских производителей катушки, где шестерня хода штока в виде эллипсной или иной формы : там обязательно маркером нужно прорисовать положение шестерен, ибо потом прорва времени/и нервов уйдет на подбор положения мягкого плавного хода штока.
23.12.2019 12:16:08
Ну абсолютно правильно Константин Евгеньевич предостерегает от ненужных ТО катушек своими, да и не только, силами.
Хоть механизм катушки это далеко не Форт-Нокс, и для ТО без последствий даже не нужен человек разумный, хватит человека умелого, но всё-таки степень средней по больнице криворукости переоценить сложно.
Что до "отдать профессионалу"... Ну отдавал я палку на ремонт "профессионалу", кроме как в кавычках, вне зависимости от того, что он там умеет, сказать и нельзя, так как пороть сроки это первый и главный признак непрофессиональности, более чем через полгода забрал и восстановил сам.  
23.12.2019 16:40:15
Всех поздравляю с Виталиком. Странно, но его активность на Русфишинге не уменьшилась. Насчет ТО он прав, надо чаще лазить в катушку. Тогда она гарантированно  "сдохнет" раньше срока. Бестолковое ТО, на мой взгляд, гораздо хуже чем его отсутствие.
23.12.2019 20:04:52
С мясорубками всё понятно, если все идеально, то нечего и лезть. А вот как быть с мультами? Там приличная доля рабочего механизма ничем не защищена от воздействия внешних факторов (вода, пыль и прочее) 🤔
23.12.2019 20:41:36
Тоже ловлю мультами, правда с лодки : пыли правда нет, но капли воды балтийской (и дождя) попадают, также частицы зелени, слетающие со шнура через "глазок" ЛУ.
По приезду домой прочищаю катушку кисточкой, продуваю и просушиваю; но в механизм не лезу, хотя ловлю немало : 3-5 раз/неделю по 6-8/9 часов за рыбалку : на сезон хватает до след. ТО.
К тому же ловлю в слабосоленом водоеме.
Шпульные подшипники правда в катушках родные/стоковые - закрытые из нержавейки;
если же применять без пыльников скоростные - то их прочищать и продувать нужно систематически, затем прокапать маслом.
23.12.2019 21:27:57
Я не силён в технической составляющей кастинговых катушек, но мне кажется, что самое уязвимое место это вал с бесконечником, по которому бегает глазок.  У него там смазка предусмотрена, или там все работает ,, на сухую ''? Прошу прощения за дилетантский вопрос :)
23.12.2019 21:29:38
Есть смазка, конечно.
23.12.2019 21:57:51
Ну вот, если не на лодке, а лазить по береговым кустам, получается, что по хорошему смазку надо будет менять в данном узле после каждой рыбаки. То есть своего рода мини ТО. Иначе весь абразив, в виде пыльцы от растений, пыли, да и насекомых прилипших к смазке, прикажет долго жить.
23.12.2019 22:15:08
https://spinningline.ru/smazka-katushek-garcia-high-speed-reel-p-198889.html
по 2-3 капельки на бесконечник : расход мизерный и тюбика хватает на пару-тройку лет.
От Дайва подешевле гораздо, (сам такой пользуюсь) :
https://www.motonet.fi/fi/tuote/5500994/Daiwa-kelaoljy
по объему примерно такой же шприц (7 гр).

Это набор для полного ТО мульта : кликни на фото для получения полного размера.
А в кофре с катушками только шприц и кисточка лежат. :)
23.12.2019 21:54:25
Кирилл !
Можно прокапывать маслом жидким для мультов со шприца (Дайва или от Абу Гарсиа), но это систематически (раз в 2-3 рыбалки) придется прокапывать - вымывается быстро.
Или же тонким слоем  Шимано ДГ-6 - эта надолго хватит :
http://spinreels.com/service/shimano-gear-ship-grease-dg06-tube
Но если зеленые взвеси в воде присутствуют в жару - сильно эти взвеси на себя эта смазка тянет : так что кисточка после рыбалки вам в помощь - сам так делаю после каждой рыбалки.
Затем продул капельки воды и просушить шпулю со шнуром (на столе за ночь высыхает) - к утру снова собрал шпулю, закрыл крышкой - готова к очередной рыбалке.
23.12.2019 22:56:29
Вопрос - а зачем на бесконечнике мульта жидкое масло? Там скоростей нет, а нагрузка, какая-никакая - есть.
На обоих моих мультах с завода там был как раз гриз.
Ну, собственно, гризом от penn и мажу.  
23.12.2019 23:00:43
Выше же в сообщении написал, что гриз притягивает к себе зеленые взвеси : потому в это время мажу oil/жидкой;
в остальное время и гриз вполне приемливый.
23.12.2019 23:22:57
А жидкая разве не притягивает? Просто вымывается быстрее, и это не так заметно, а по факту узел почти без смазки, что, впрочем, не катастрофично. У гриза хоть какие-то водоотталкивающие свойства есть, и есть надежда, что то что вымывается, не попадает глубже.
У нас тут все лето и половина осени вся вода - зеленое болото, но чтобы прям грязи на бесконечнике не припомню.  
24.12.2019 03:17:35
Жидкая не так плотно приклеивает эти взвеси : может потому намного меньше грязи налипает ... и не только на бесконечнике.
Но это когда вода теплая - много зелени, что для наших широт редкость; в остальное время смазываю ДГ-6 шимановской и с месяц без проблем при частой ловле, потом обновляю.
24.12.2019 10:56:59
Я сам делаю ТО своим катушкам, 2 своих перебрал и одну чужую, хуже работать не стала ни одна еще. Главное внимательность, схему заранее изучить, разбирать по отдельным узлам, главную пару наметить рисками, внимательнее с регулировочными шайбами...И главное правильная смазка, а не то г-но которое продают за 100 руб непонятной консистенции в ближайшем рыболовном магазине. У меня жидкая для штока, дг-01 для фрикциона, дг-06 для главной пары и прочего, у нас эта смазка дорогая, с Японии заказывать в раза 4 дешевле.
24.12.2019 16:14:17
Шестерни и подшипники мазать одной смазкой - это что-то новое...
24.12.2019 16:23:02
Закрытые подшипники ничем не мажутся
24.12.2019 16:45:44
А высокоскоростные в ролике или на шпулях у мультов - тоже?
А зачем к Нельме, примеру, идет жидкая смазка для закрытых опорных подшипников?  
Может, не такие они и закрытые, и не такие неуязвимые, все-таки?
24.12.2019 17:39:01
В ролике, если стоит закрытый подшипник, то жидкое масло туда лить не рекомендуется. Есть еще дг-14, ей обрабатывают ролик, но она идет как водоотталкивающая смазка
24.12.2019 18:14:25
К вышесказанному коллегой добавлю : и набитая в закрытые подшипники смазка рассчитана на весь срок эксплуатации подшипника - потом замена самого подшипника.
А в ролике ЛУ мясорубок ставят обычный подшипник, предпочтительно с пыльниками.
Смазывают с обеих сторон мягким гризом, (типа DG-6); чтобы грязь с водой туда не попадали, не спрессовывались и не подклинивали легкое вращение ролика.
На шпульных мультов родные/стоковые идут с пыльниками, гибриды - большей частью - тоже;
но для забросов легких приманок и дальних забросов джигом ставят открытые высокоскоростные ... масло правда там нужно с ультра малой вязкостью - турбинное для смазки бормашинок в стоматполиклиниках или же специальное для высоко оборотистых подшипников в мультипликаторы ... цена правда не везде гуманная на такую смазку.
Как-то попадалась мельком статья, сколько нужно смазки для тех или же иных подшипников : чем более оборотистее, тем меньший % определенной смазки/гриза туда заложен.
Соответственно от класса точности и производителя, из чего сделан подшипник и его стойкость к коррозии - и цена на подшипники .
Классификация :
-самые медленные пропустим
- до 20.000-30.000 об/мин
ну а далее - средне и высоко оборотистые - вот здесь уместны уже смазки  с ультра малой вязкостью, ну и в керамических :
- до 40.000-60.000 об/мин
- и до 100.000 об/мин
Может кто из коллег более продвинут в этом сегменте и имея опыт, поподробнее вам расскажет.
24.12.2019 19:05:50
Да, спасибо за уточнение. В роликах именно с пыльниками, а не закрытый.
Закрытый там долго не проживет.
Но вот с гризом что-то сомнения - по той же причине, по которой вы смазываете по зеленке бесконечники у мультов жидким маслом, а не гризом.  
24.12.2019 13:06:10
По молодости чинил лодочные моторы.
Сначала себе по необходимости (сервисов тогда не было),
а после и друзьям забесплатно, так как оказалось в кайф :)
А катушка - она всеже попроще мотора.

Новую перебрать считаю обязательным, если она не класса "Сертейт+".
Потому как и зазор ГП бывает можно подрегулировать, и главное - это винт крепления штока к кулисе: он бывает без всякого фиксатора резьбы и к тому же не затянут: такой рано или поздно отвалится, что уже чревато аварией.
25.12.2019 12:01:03
насчёт купания... топил на недельку (пока нашёл) Рёби Эксию(Thailand) - достал - просушил - протёр... жива до сих пор, чего и вашим катушкам желает =)  
09.01.2020 10:17:25
О!!! "Форс" живой?!
Живой и на ходу. Но сейчас я его больше для перемотки шнуров пользую.