Помнится, тёща называлa меня «аккуратистом». Ну, в том смысле, что я несколько более внимательно и осторожно, чем люди ее круга, обращался с вещами самого разного рода. Но давно это было. Если бы «мама» видела, как я сейчас нередко обхожусь с рыболовными снастями, она бы, думается, поменяла свое мнение на этот счет.
Над палками и катушками я, можно сказать, «измываюсь». Подвергаю их нагрузкам и воздействиям, на которые те, по всем разумным оценкам, ну, никак не рассчитаны – если иметь в виду некий «штатный» режим их пользования. Причем делаю это осмысленно и целенаправленно.
Вопрос: зачем? Целей здесь две, причем одна с другой достаточно плотно перекликаются. Первая: смоделировать действия пользователя из – я бы это так назвал – «группы риска», то есть той части нашего рыбацкого сообщества, что, мягко говоря, пылинок с изделий точной механики и хай-тека не сдувает. Это чтоб дистрибьюторы могли потом оценить вероятность рекламаций. Вторая задача касается в основном катушек. Я специально нагружаю их сильнее нормы, дабы ускорить процесс «старения» и на этой основе оценить временной ресурс изделий. Ну, как вариант – я наматываю на катушку гораздо более прочный шнур, чем следовало бы. И ловлю, нагружая катушку на зацепах напрямую. Например, на фото – Nautilus Black Getter 2508 (т.е. 2500-ник), а шнур на нем - #2.5. Отловив таким сочетанием без последствий десятка полтора жестких рыбалок, я могу предположить, что в более щадящем режиме катушка «пробегает» минимум втрое дольше.
Что до удилищ, то в одном из недавних сообщений Блога мы уже касались принципа «защиты от дурака». В некоторых сериях спиннингов такая защита определенно заложена. Это, например, Norstream Element, Graphiteleader Rivolta, Mottomo Fiero… Чтобы такие сломать, надо сильно постараться. Но запас живучести несколько добавляет палкам веса и не добавляет им сенсорики, особенно это касается бюджетных серий. Но нашему рыболову ведь хочется «полегче и посенсорнее». Поэтому чаще мне случается испытывать на грани краш-теста те палки, в которые «запас» не заложен. Поэтому в год я пару-тройку штук – да ломаю. Это, скажу вам, не так много – с учетом масштаба моих «издевательств».
Лет пятнадцать назад я пустил в обиход термин «подъемный кран». Прижилось. Вроде бы метод потенциально очень рисковый для удилища. Но за все это время у меня на «кране» сломалось всего четыре спиннинга, хоть этот метод я применяю очень часто. Значит, можно говорить о запасе прочности и в случае «средних» палок.
Еще, если говорить о катушках, я иногда из двух проблемных собираю одну рабочую. Помню, например, как в середине 90-х у меня были две катушки разных серий марки Zebco. Обе стали сильно барахлить, и я, не очень понятно, почему, решил переставить ротор от одной – на другую. Переставил. И получившимся гибридом успешно отловил еще сезон.
Ну а что-то типа замены ручки на ручку от другой катушки (на фото) я и сейчас практикую часто.
Вот чего не делаю – много раз о том говорил – это «планового» ТО. Ибо оно, по статистике отзывов, гораздо чаще идет во вред катушке, чем на пользу.
Особенно, если катушку в воду уронили, или сильный ветер в неё песка и пыли надул.
Думаю, что весьма мной уважаемый Константин Евгеньевич не будет утверждать, что и автомобилю проводить ТО не следует.
Называется - не умеешь.., не мучай..))
Отдай профессионалу если хочешь что бы было хорошо, жалко денег? Тогда лови и не парься.
Анекдот в тему:
-Доктор, вы гинеколог?
-Нет, сантехник, но посмотреть могу.
И опять же - я именно про ТО, а не про ремонт.
Если ролик в серте можно разогнать, это значит, что в шаре не осталось смазки. Даже на видео слышно как он шуршит.
Виталий !
Судя по ролику титулованный человек только и научился, что рукоятку крутить да регулировать фрикционный тормоз; с инструментами и регламентом ТО он не знаком, а что внутри механизма - даже не подозревает/догадывается ... дилетант титулованный, словом.
И если даже у него есть возможность приобретать катушки верхнего ценового сегмента пачками, то сколько бы он ни ловил ими в совокупности - пробег/ресурс катушки каждой по отдельности будет невелик для катушек этого класса, тем более с корпусами в металле.
Подавляющее же большинство коллег ловят 1-2/ макс.3 катушками и куда более бюджетного ценового уровня; хотя встречаются и такие, у кого одна - на все случаи жизни и приобретенная на сдачу после покупки удилища (в прямом и переносном смысле).
Механизм катушек любого ценового сегмента не сложный и сделать им ТО : понимая что, зачем и почему - вполне сможет человек, обладающий знаниями элементарной механики при наличии кинематической схемы и соответствующих смазок.
А вот работа с ремонтом/заменой и юстировкой, как правильно подметил эксперт, требуются уже определенный опыт и понимание - это чтобы грамотно и толково восстановить механизм, при наличии запчастей и рег/шайб.
Впрочем, не всё так однозначно : одни коллеги просто ловят и не заморачиваются; другим же "всё не то и не так", вот и ... "рукодельничают"/или донимают мастеров-ремонтников/ - всё от человека зависит и его предпочтений.
Катушка может работать как лучше - если были проблемы, а отлично работающая катушка всегда после ТО может работать только сильно хуже. Там после ТО абразива будет больше - в новой смазке, прям на первых забросах, а в старой катушке - микропленка смазки - и поверхности притертые и идеально чистые. Если перед каждой рыбалкой делать новое ТО то катушка дольше не проработает - наоборот, быстро развалится - так что факт.
Плюс во время ТО любой человек может сделать брак или там поцарапать поверхности, человеческий фактор. Плюс, там даже смазка не заводская..
----
Ролик понятно, туда попадала вода.. Только возможно там подшипник надежнее чем новый подшипник - притерся.
Сам-то понял, что написал ?
Откуда такие "обширные" познания в механике и утверждение апломбом : ну просто полнейшее непонимание, или же горький опыт по сверхбюджетным катушкам с цинковыми шестернями, да использованием катушки в качестве строительной лебёдки ... с эпизодическим вскрытием механизма.
Для справки - в катушку часто лазить не нужно, (если не купал её в местном водоёме или не бросал в песок/грязь) : 800-1000 часов даже бюджетного сегмента без ТО отрабатывают безболезненно с хорошей смазкой, при правильной эксплуатации.
А смазку наносят на шестерни 20-25% высоты зуба : всё что больше - выдавится, и на жаре сползет вниз.
Учим сначала матчасть, потом рассказываем сказки о модном слове "абразив".
Вроде до первого апреля ещё очень далеко - и народ смешить не нужно .
Без обид.
У Дайвы же, даже дешёвой, нет постоянного контакта, зубья всё время "меняются" относительно друг друга. Ничего царапать не нужно.
Хоть механизм катушки это далеко не Форт-Нокс, и для ТО без последствий даже не нужен человек разумный, хватит человека умелого, но всё-таки степень средней по больнице криворукости переоценить сложно.
Что до "отдать профессионалу"... Ну отдавал я палку на ремонт "профессионалу", кроме как в кавычках, вне зависимости от того, что он там умеет, сказать и нельзя, так как пороть сроки это первый и главный признак непрофессиональности, более чем через полгода забрал и восстановил сам.
По приезду домой прочищаю катушку кисточкой, продуваю и просушиваю; но в механизм не лезу, хотя ловлю немало : 3-5 раз/неделю по 6-8/9 часов за рыбалку : на сезон хватает до след. ТО.
К тому же ловлю в слабосоленом водоеме.
Шпульные подшипники правда в катушках родные/стоковые - закрытые из нержавейки;
если же применять без пыльников скоростные - то их прочищать и продувать нужно систематически, затем прокапать маслом.
по 2-3 капельки на бесконечник : расход мизерный и тюбика хватает на пару-тройку лет.
От Дайва подешевле гораздо, (сам такой пользуюсь) :
по объему примерно такой же шприц (7 гр).
Это набор для полного ТО мульта : кликни на фото для получения полного размера.
А в кофре с катушками только шприц и кисточка лежат.
Можно прокапывать маслом жидким для мультов со шприца (Дайва или от Абу Гарсиа), но это систематически (раз в 2-3 рыбалки) придется прокапывать - вымывается быстро.
Или же тонким слоем Шимано ДГ-6 - эта надолго хватит :
Но если зеленые взвеси в воде присутствуют в жару - сильно эти взвеси на себя эта смазка тянет : так что кисточка после рыбалки вам в помощь - сам так делаю после каждой рыбалки.
Затем продул капельки воды и просушить шпулю со шнуром (на столе за ночь высыхает) - к утру снова собрал шпулю, закрыл крышкой - готова к очередной рыбалке.
На обоих моих мультах с завода там был как раз гриз.
Ну, собственно, гризом от penn и мажу.
в остальное время и гриз вполне приемливый.
У нас тут все лето и половина осени вся вода - зеленое болото, но чтобы прям грязи на бесконечнике не припомню.
Но это когда вода теплая - много зелени, что для наших широт редкость; в остальное время смазываю ДГ-6 шимановской и с месяц без проблем при частой ловле, потом обновляю.
А зачем к Нельме, примеру, идет жидкая смазка для закрытых опорных подшипников?
Может, не такие они и закрытые, и не такие неуязвимые, все-таки?
А в ролике ЛУ мясорубок ставят обычный подшипник, предпочтительно с пыльниками.
Смазывают с обеих сторон мягким гризом, (типа DG-6); чтобы грязь с водой туда не попадали, не спрессовывались и не подклинивали легкое вращение ролика.
На шпульных мультов родные/стоковые идут с пыльниками, гибриды - большей частью - тоже;
но для забросов легких приманок и дальних забросов джигом ставят открытые высокоскоростные ... масло правда там нужно с ультра малой вязкостью - турбинное для смазки бормашинок в стоматполиклиниках или же специальное для высоко оборотистых подшипников в мультипликаторы ... цена правда не везде гуманная на такую смазку.
Как-то попадалась мельком статья, сколько нужно смазки для тех или же иных подшипников : чем более оборотистее, тем меньший % определенной смазки/гриза туда заложен.
Соответственно от класса точности и производителя, из чего сделан подшипник и его стойкость к коррозии - и цена на подшипники .
Классификация :
-самые медленные пропустим
- до 20.000-30.000 об/мин
ну а далее - средне и высоко оборотистые - вот здесь уместны уже смазки с ультра малой вязкостью, ну и в керамических :
- до 40.000-60.000 об/мин
- и до 100.000 об/мин
Может кто из коллег более продвинут в этом сегменте и имея опыт, поподробнее вам расскажет.
Закрытый там долго не проживет.
Но вот с гризом что-то сомнения - по той же причине, по которой вы смазываете по зеленке бесконечники у мультов жидким маслом, а не гризом.
Сначала себе по необходимости (сервисов тогда не было),
а после и друзьям забесплатно, так как оказалось в кайф
А катушка - она всеже попроще мотора.
Новую перебрать считаю обязательным, если она не класса "Сертейт+".
Потому как и зазор ГП бывает можно подрегулировать, и главное - это винт крепления штока к кулисе: он бывает без всякого фиксатора резьбы и к тому же не затянут: такой рано или поздно отвалится, что уже чревато аварией.