Недавно я вернулся с Волги, где мы снимали очередное видео про рыбалку. Что-то, наверное, получилось. Но ожидания по улову были выше. В том смысле, что без съемок скорее всего поймали бы больше. И это, скажу вам, система. Результаты рыбалки с камерой почти всегда оказываются скромнее, чем без. Почему так? Попробуем разобраться.
Я «снимаюсь в кино про рыбалку» с середины 90-х. Многое повидал за эти годы. Поначалу нанимали желающих подхалтурить операторов из Останкина. Их рабочий день независимо от результата стоил $100 – то были очень солидные по тем временам деньги. Снимали тогда на Бетакам – камеру почти в пуд весом! Понятно, что управляться с такой техникой было тяжело чисто физически. Поэтому едва ли кто-то был вправе требовать от операторов перманентной съемки. Как следствие, самые зрелищные моменты зачастую оставались вне кадра.
Но потом появились, грубо говоря, «мыльницы» - гораздо более компактные и легкие камеры, дающие, тем не менее, очень приличное качество картинки. И жизнь операторов стала заметно легче. Ну а затем – с приходом камер гоу-про - многие операторы совсем уж расслабились. Вешаешь такую на грудь эксперту – и можно хоть в чате на смартфоне посидеть или даже вздремнуть… - да-да, не раз бывало и такое. Логика простая: на гоу-про поклевка почти наверняка попадет в кадр, а дальше – подхватим развитие событий уже посредством «полноценной» камеры. Нормально так? По мне – нет.
Возможно, вы обратили внимание – я сам очень редко пользуюсь гоу-про. Хотя такая камера у меня имеется. Точнее так. Я надеваю гоу-про как чисто вспомогательный девайс, когда участвую в съемках для серьезного ТВ- или интернет-канала. В расчете на то, что в итоговом смонтированном ролике или фильме кадры с гоу-про займут не более 10% от общего хронометража.
Еще такой вот пикантный вопрос: может ли оператор сам ловить рыбу? Мое мнение – решительно нет. Однако на деле частенько бывает так, что камера-мэн откладывает камеру и берет в руки спиннинг, оставляя «за себя» гоу-про и, возможно, еще стационарную камеру на штативе. Как итог то, что получается на выходе после монтажа, производит весьма посредственное впечатление. Наконец, если вдруг оператор поймает рыбу, то это потенциально рыба, украденная у тех, кто должен был по общей идее поймать ее в кадре.
Еще один фактор, способствующий тому, что рыба начинает «бояться камеры», это ловля на спонсорские приманки. Компания X – дистрибьютор, скажем, воблеров марки Y – организует съемки, преследуя, помимо прочего, цель продвижения этих самых воблеров. Но вот не клюет на них в данное время в данном месте! На «просто рыбалке» мы бы ловили в свое удовольствие на воблеры (или даже не воблеры) марки Z – и были бы с неплохим уловом. А на съемках – приходится вымучивать рыбу воблерами Y. Если что-то и получается, то с трудом.
Наконец погода. На «просто рыбалку» мы выезжаем при более или менее благоприятной атмосферной и гидрологической обстановке. А вот серьезные съемки, как правило, по месту и времени планируются загодя. А потому можно запросто попасть на какой-нибудь катаклизм, будь то мороз, затяжной ливень с мутной водой или шквалистый ветер – с минимальными шансами на успех предприятия.
Это я все к тому, чтобы было понимание, что пристойное видео по нашей с вами тематике (это вам не кулинария какая-нибудь!) дается труднее, чем могло бы кому-то показаться. Но справедливости ради, стоит сказать, что в последнее время в этой сфере очевиден прогресс: и техническая часть сильно подросла (одни только дроны многого стоят), и операторы, что, на мой взгляд, даже важнее, почти перестали бухать при исполнении.
А вот снимая ролик про рыбалку, мы всегда рискуем остаться вообще без поклевки и без рыбы.Тогда - аллес капут. Ролика просто не будет.
В этом - огромная разница.
Поосторожней, а то эти "Феллини" проклянут! )))
Но за себя скажу, что давно переключаюсь, если вижу съёмку с таких девайсов, или что ещё гаже, с палок или с дронов. Почему-то вся эта отрыжка высоких технологий стала только раздражать. Даёшь нормальных операторов, понимающих, что такое кадр.))
Скажем взять рыбу с кукана, насадить на рекламируемую приманку, запустить в реку, потом выудить на камеру, и так несколько дублей - пока режиссер не скажет "хватит"?
У нас много водоемов, где общий фон таких глубин преобладает, например польдерные , поэтому и совпали выводы многих рыбаков.
В 99% рыбалок отличные уловы, когда я расслаблен, больше отдыхаю от работы, не зацикливаюсь на поисках, не решаю головоломки, не жду поклёвок. И наоборот. Как только начался охотничий мандраж, план по рыбе - пиши пропало. Сходы, тотальное непопадание в рыбу, куча пустых поклёвок и т.д. Пытаюсь всегда работать по первому варианту, но не всегда получается. Особенно, после долгого перерыва в рыбалке.
Так и здесь. Вам во чтобы то не стало надо снять кино.